Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Шароградский и Кирилл Кобрин.
Александр Гостев : Окончательные итоги всеобщих выборов в Италии станут известны после того, как будут подсчитаны голоса итальянцев, голосовавших за пределами страны. По данным на этот час, левоцентристы блока Романо Проди получают большинство в Палате депутатов, в Сенате же может одержать победу нынешний правящий блок. Рассказывает мой коллега Андрей Шароградский.
Андрей Шароградский : В первые сутки после окончания голосования на всеобщих выборах в Италии ситуация развивалась довольно драматично. Результаты "exit pools", опубликованные сразу после закрытия избирательных участков, говорили о заметном лидерстве левоцентристов во главе с бывшим главой Еврокомиссии Романо Проди. Правоцентристский же блок "Форца Италия" нынешнего премьера Сильвио Берлускони даже успел признать свое поражение, когда неожиданно выяснилось, что победа левоцентристов не окончательна. Проди даже был вынужден отменить пресс-конференцию, на которой собирался объявить о своей победе. Очевидно было только одно - разница в набранных голосах будет минимальной, что свидетельствует о расколе в итальянском обществе. Причем, о расколе глубоком - активность на выборах превысила 80 процентов, а значит абсолютному большинству итальянцев не было все равно, кто станет премьером - Проди или Берлускони.
И когда Проди сегодня рано утром после многочасового ожидания объявил-таки себя победителем, мысль о необходимости объединения была главной в его выступлении.
Романо Проди : Дорогие друзья! Мы выиграли, и теперь нам нужно работать вместе. Мы поведем Италию вперед и даже тех, кто не голосовал за нас. Мы должны объединить страну.
Андрей Шароградский : Впрочем, Берлускони и его сторонники отказываются признать, что потерпели поражение. Более того, они посчитали заявление Проди незаконным, Пресс-секретарь Берлускони Паоло Бонаюти подчеркнул, что блок "Форца Италия" будет добиваться "скрупулезного" подсчета бюллетеней. Все основания для такого заявления у него есть - разрыв может составить всего одну десятую процента.
Однако, эта десятая "стоит" гораздо дороже. Согласно новому закону о выборах, победивший блок автоматически получает 55 процентов мест в нижней палате парламента. Это 340 депутатских мандатов из 630. Кроме того, только победа одного блока в обеих палатах может обеспечить стабильную работу парламента, а "Форца Италия" сохраняет шансы получить большинство в Сенате.
Так или иначе, но новое правительство Италии будет сформировано только в мае - после выборов президента. Семилетний срок пребывания на посту главы государства Карло Чампи истекает в ближайшие недели.
Несмотря на обвинения в коррупции и другие скандалы, связанные с именем Сильвио Берлускони, нынешний кабинет просуществовал дольше, чем любое другое правительство Италии после Второй мировой войны. Яркая личность политика и меди-магната Берлускони по-прежнему привлекает миллионы итальянцев, которые критикуют Проди за отсутствие индивидуальности. Сторонники же Проди говорят о том, что Берлускони не выполнил обещаний, данных избирателям перед предыдущими всеобщими выборами. Наблюдатели же считают, что теперь страну ждет период политической нестабильности, характерной для большинства послевоенных лет.
Александр Гостев : C удя по всему, левоцентристский блок во главе с Романо Проди все-таки одержал победу пусть и с минимальным отрывом. Почему Сильвио Берлускони все-таки проиграл? Можно ли говорить о сдвиге влево политических симпатий итальянцев? Как будет действовать новое правительство? Об этом мой коллега Кирилл Кобрин побеседовал с обозревателем итальянского информационного агентства АНСА Пьеро Антонио Лаккуа.
Кирилл Кобрин: Господин Лаккуа, первый вопрос о ходе избирательной кампании. Можно ли - вслед за некоторыми экспертами - сказать, что главными врагами Берлускони стали его агрессивная риторика и несдержанность, а вовсе не соперник - Романо Проди?
Пьеро Антонио Лаккуа: Я думаю, результат довольно удивительный, потому что в последние недели предвыборной кампании, казалось, Берлускони несколько перегибает палку в своих атаках на оппозицию. Но, в конце концов, оказалось, что он, все же, проиграл, но с очень небольшим отрывом, несмотря на то, что опросы предсказывали его отставание на 5-6 процентов. В результате он почти ликвидировал этот отрыв. Мне кажется, главная причина этого - проблема налогообложения, хотя оппозиция и здесь была почти расколота, но все-таки она требовала пересмотра налоговой политики, а значительная часть населения увидела в этом угрозу.
Кирилл Кобрин: Демонстрируют ли результаты выборов сдвиг итальянского избирателя влево? Я имею в виду, прежде всего, успех радикальных левых партий.
Пьеро Антонио Лаккуа: Конечно, в Италии две коммунистические партии, за которыми идут 8-9 процентов избирателей. Но я не думаю, что можно говорить о некоем сдвиге влево. На самом деле, это были не столько выборы, сколько референдум по поводу самого Берлускони, и, в конце концов, он смог совершенно неожиданно почти нейтрализовать свои потери.
Левая коалиция, которая, судя по всему, будет править Италией, очень неоднородна - в нее входят и центристские партии, и крайне левые. И господину Проди, который гораздо более умерен, нежели Берлускони, придется управлять этой коалицией. Не забывайте, что Проди не является изначальным лидером этой коалиции, как, например, лидер британских лейбористов Тони Блэр. Проди - фигура компромиссная. 5оалиции нужно было выдвинуть кого-то на позицию премьера.
Кирилл Кобрин: Как по-вашему, есть ли политическое будущее у господина Берлускони?
Пьеро Антонио Лаккуа: Он говорит, что продолжит сражаться. Его риторика нацелена на то, что нужно продолжать сражаться за демократию и свободу, которым, по его мнению, сейчас угрожают коммунисты. Не забывайте, что Берлускони использует риторику еще времен «холодной войны» - и в этом он довольно далек от итальянских избирателей. Берлускони хочет остаться во главе оппозиции. Однако этот его пост будет оспариваться со стороны Фини и Казини, которые сами хотят возглавить в ближайшие годы правую оппозицию.