Ссылки для упрощенного доступа

Иран заявил, что присоединился к "клубу ядерных держав"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Гостев.



Андрей Шароградский : Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад официально объявил, что его страна успешно завершила полный цикл производства обогащенного урана. Менее двух недель назад Совет Безопасности ООН единогласно призвал Тегеран отказаться от продолжения исследований в ядерной области. 30 апреля Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) должно представить в Совет Безопасности доклад о текущем состоянии иранской ядерной программы. Итак, как далеко продвинулся Тегеран в направлении создания ядерного оружия, и чем теперь может ему грозить невыполнение требований Совета Безопасности ООН? Над этой темой работал мой коллега Александр Гостев.



Александр Гостев: Президент Ирана обратился к нации (его речь транслировалась по телевидению) в священном для шиитов городе Мешхед на северо-востоке страны, стоя на фоне одной из религиозных святынь - гробницы восьмого имама Резы. Махмуд Ахмадинеджад поздравил иранский народ с великим достижением. По его словам, этот день навсегда войдет в историю.



Махмуд Ахмадинеджад : Я официально объявляю, что наш дорогой Иран вступил в число ядерных держав мира.



Александр Гостев: Ахмадинеджад, однако, заявил вовсе не о создании ядерного оружия. По его словам, упорная работа сотен молодых ученых позволила Ирану впервые успешно завершить полный цикл производства обогащенного урана. При этом иранский лидер вновь отметил, что все работы в ядерной области носят исключительно мирный характер, и что его страна не стремится обзавестись оружием массового поражения.


Иран намерен выполнить все обещания, данные им международному сообществу и продолжить сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии и, заявил Ахмадинеджад, добавив, что его страна по-прежнему отстаивает свое законное право на развитие мирной атомной энергетики.



Махмуд Ахмадинеджад : Мы уже не раз заявляли, и я готов повторить, что наши ядерные технологии служат мирным целям.



Александр Гостев: Речи Махмуда Ахмадинеджада предшествовало выступление вице-президента Ирана Голям-Резы Агазаде, который непосредственно курирует ядерную программу страны. Он сообщил конкретные детали. 9 апреля иранские ученые произвели низкообогащенный уран, со степенью содержания изотопа 3 с половиной процента. Теперь Тегеран может создавать ядерное топливо для энергетики, однако еще не способен производить атомные бомбы, где требуется как минимум 80-процентная смесь.


Кроме того, объявлено, что Иран сумел запустить 164 газовые центрифуги, с помощью которых и обогащается урановая смесь. Однако для создания хотя бы одного атомного боезаряда таких центрифуг Тегерану потребуется более тысячи. Вице-президент Голям-Реза Агазаде уже пообещал, что весной следующего года таких центрифуг в Иране будет не менее 3 тысяч.


29 марта Совет Безопасности ООН единогласно принял заявление по ядерной программе Ирана - с призывом к Тегерану остановить все работы и исследования по обогащению урана. Фактически Ирану был дан месяц на размышление. Уже 30 апреля глава МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадей должен представить Совету Безопасности доклад о текущем состоянии иранской ядерной программы. После вчерашнего заявления Ахмадинеджада Эль-Барадей срочно направляется в Тегеран.


На инициативы Ирана уже отреагировала Россия, по настоянию которой из последнего заявления Совбеза и были убраны все прямые намеки на скорую готовность ввести санкции против Тегерана. «Это шаг в неправильном направлении. Москва ожидает, что Иран воспользуется визитом главы МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадея в Тегеран, чтобы привести свои действия в соответствие с Договором о нераспространении ядерного оружия", - заявил сегодня представитель российского МИДа.


Наибольший интерес в изменившейся ситуации вызывает позиция США, наиболее жесткого и последовательного критика действий иранского режима. О возможной американской реакции рассказывает корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: На заявление иранского президента о вступлении его страны в ядерный клуб прямой реакции президента Буша пока не последовало. Ответил Тегерану пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан, сопровождавший американского президента в поездке по штату Миссури. Он сказал: "Иранскому режиму требуется доверие со стороны международного сообщества. Но вызывающие заявления и действия только еще больше изолируют этот режим и иранский народ от остального мира".


Между тем эксперты отмечают, что Иран пока далек от реального создания ядерного оружия, и его усилия в этом направлении можно остановить. По словам эксперта МАГАТЭ Дэвида Олбрайта, Иран обогатил уран до качественного уровня, необходимого для ядерной энергетики, но в недостаточном объеме, чтобы запустить ядерную электростанцию или производить ядерное оружие



Дэвид Олбрайт: Пройдет, по меньшей мере, 3 года, прежде чем они смогут иметь ядерное оружие.



Аллан Давыдов: Однако всех волнует, какие шаги предпримет американская администрация после истечения месячного срока, данного недавно Тегерану Советом Безопасности ООН на прекращение ядерных работ и возвращение к сотрудничеству с МАГАТЭ. Видный эксперт по Белому дому Дэвид Герген полагает, что если все дипломатические средства будут исчерпаны, то президенту Бушу будет очень нелегко обосновать необходимость вооруженной акции против Ирана.



Дэвид Герген: Если потребуется применение военной силы, то американскую и мировую общественность будет труднее убедить в наличии разведданных, свидетельствующих о том, что Иран выглядит большей угрозой, чем выглядел Ирак.



Аллан Давыдов: Несколько дней назад журнал "Нью-Йоркер" опубликовал материал о том, что администрация Буша якобы рассматривает нанесение военных ударов, в том числе ядерных, по ядерным объектам в Иране. Во вторник министр обороны США Дональд Рамсфелд назвал эти сообщения фантастическими измышлениями и напомнил, что администрация Буша рассматривает военные действия только как самое крайнее средство.



Дональд Рамсфелд: Соединенные Штаты Америки стоят за дипломатический подход. Так решил президент. Такую же позицию занимают наши европейские союзники. Иранская ядерная программа вызывает озабоченность. Эта страна поддерживает террористов и продолжает проявлять интерес к оружию массового уничтожения. Конечно, наш президент этим озабочен. Но давайте не будем предаваться домыслам из области фантастики.



Александр Гостев: Рассказывал корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.


Сегодня же действия Тегерана должно прокомментировать и руководство Израиля - еще одной заинтересованной стороны в возможном конфликте. Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад уже несколько раз публично высказывал мнение, что государство Израиль должно исчезнуть с карты Ближнего Востока. В свою очередь, Эхуд Ольмерт, вчера официально возглавивший израильское правительство, ранее не раз заявлял, что его страна пойдет на любые меры, чтобы не допустить появления у Тегерана атомной бомбы.



XS
SM
MD
LG