Ссылки для упрощенного доступа

В Доме Пашкова будет показана экспозиция отреставрированных наиболее значимых объектов


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальевелева.

Марк Крутов: Осенью прошлого года в Лейпциге проходила Европейская выставка по реставрации, охране памятников и обновлению городов. Правительство Москвы представляло там экспозицию, рассказывающую о наиболее значимых объектах, отреставрированных за последние пять лет. Сейчас эту экспозицию решили показать в российской столице - в Доме Пашкова. Здесь она вызывает у многих экспертов по меньшей мере недоумение. Почему? Узнала наш корреспондент Лиля Пальвелева.

Лиля Пальвелева: При входе в бывший бальный зал Дома Пашкова (ныне это выставочное пространство главной библиотеки страны) установили несколько витрин с симпатичной археологической мелочью, найденной в последнее время на территории Москвы. Прочая - и основная! - часть экспозиции выполнена с применением новейших технологий. На огромных экранах в 3D формате демонстрируются видеоролики, где и общий вид объекта, и отдельные его детали крупным планом. Интерактивные сенсорные терминалы дают исчерпывающую информацию об истории каждого здания и о том, что с ним сотворили. Выглядит солидно и дорого.

Однако независимых экспертов и любого здравомыслящего человека оторопь берет. Тут впору похороны по историческому наследию устраивать, а не гордиться. По мнению историка Натальи Самовер, члена общества МАКС (что расшифровывается как Московское общество охраны архитектурного наследия) выставка в Доме Пашкова идеально соответствует тенденции реставрационных работ в Москве.

Наталья Самовер: Эта тенденция абсолютно коммерческая, не имеющая ничего общего с научной реставрацией, имеющая все меньше и меньше общего с культурой вообще. На этой выставке в качестве реставрационного достижения представлен один из самых ярких примеров варварства - это уничтожение усадьбы Римского-Корсакова с последующим устройством даже не в руинах, а на ее месте небезызвестного ресторана "Турандот".

Лиля Пальвелева: И все это подается как реставрация?!

Наталья Самовер: Не только как реставрация, а даже как успешная реставрация, которой правительство Москвы гордится.

Лиля Пальвелева: Между тем, в Лейпциге московский стенд имел большой успех, и вот комментарии Натальи Самовер.

Наталья Самовер: Конечно, выражения восторга были. Потому что подобная коммерческая кичевая реставрация, подмена настоящей реставрации новоделом - это проблема не только Москвы, не только России. Эта проблема существует и в остальном мире тоже, в том числе в Германии. Это очень болезненный вопрос. Над его разрешением бьются и специалисты, и общественность и не только в нашей стране.

Лиля Пальвелева: А вот мнение Константина Михайлова, куратора проекта с красноречивым названием «Против лома».

Константин Михайлов: Самая большая беда в том, что здесь на совершенно равных правах, с совершенно одинаковой подачей и пафосом представлены как действительно кропотливая хорошая серьезная работа реставраторов (с какими-то оговорками можно сказать про палаты Юсуповых, про гостиницу "Ленинградская", Марфо-Мариинской обители) и в одном ряду с этим представлены совершенно вопиющие случаи, когда под видом реставрации произошло искажение, а то и уничтожение подлинных памятников. Эти факты искажения и уничтожения уже достаточно известны. Но их пытаются преподнести сообществу, как равнозначные факты. При этом в материалах выставки показано, что особо удивляет, и разрушения подлинных домов 18 века. Написано о том, по каким решениям и по чьим решениям они были снесены, правда, с очень странным оборот, что хозяин усадьбы 18 века не решился разрушить эти здания. Да, это ему и в голову не могло прийти! Зачем же он их стал разрушать, если это была его усадьба! Вот хозяин-то не решился, а вот в начале 21 века в Москве решились для расширения ресторана "Пушкин", как там сказано. Вопиющий случай совершенно сноса памятников архитектуры федерального значения! Произошел снос двух корпусов 18 века и ряда строений, которые до этого состояли в списках памятников. И выдавать то, что теперь на этом месте построено с этими интерьерами в историческом стиле за реставрацию памятника!.. Второй подобный случай, что здесь представлено - Царицыно. Где в результате так называемой реставрации создан совершенно фантастический облик Большого дворца с завершениями, каковых он никогда не имел в действительности, с интерьерами, каковых он никогда не имел в действительности, со строительством капитальных сооружений на территории памятника...

Лиля Пальвелева: Говорит Константин Михайлов. Между прочим, выставку устроили в здании, реставрацией которого можно гордиться. Много лет Дом Пашкова пребывал в запустении, однако его удалось не просто спасти, но и ни в чем не исказить.

XS
SM
MD
LG