Ссылки для упрощенного доступа

Президент Таджикистана отменил свой визит в Москву


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Малика Рахманова.

Андрей Шароградский: Сегодня поступили сообщения об отмене визита в Москву президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Он должен был провести переговоры на высшем уровне, участвовать в саммитах ОДКБ и ЕврАзЭс. Все это связано с тем, что в последнее время довольно сильно обострился спор между республиками Центральной Азии об использовании водных ресурсов региона, и произошло это после вмешательства России. В ходе недавних переговоров с президентом России Дмитрием Медведев узбекский лидер Ислам Каримов попросил президента России о посредничестве в решении этой проблемы, и заявленная позиция Москвы вызвала открытое недовольство в Душанбе и скрытое в Бишкеке.

Малика Рахманова: Гидроэнергетический вопрос - один из самых болезненных в Таджикистане и Киргизии. Эти страны расположены в верховьях рек Амударьи и Сырдарьи, которые обеспечивают водой большую часть Центральной Азии. И Таджикистан, и Киргизия испытывают острый дефицит электроэнергии каждую зиму и осень и стремятся использовать гидроресурсы, чтобы получать электричество. Возведение гидроузлов даст Киргизии и Таджикистану энергетическую независимость от соседей, в частности поставщика природного газа Узбекистана. Ташкент выступает против. Эта страна тоже страдает от безводия, особенно в поливной сезон.

Чтобы разрешить многолетний спор между странами региона, глава Узбекистана Ислам Каримов обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой повлиять на Душанбе и Бишкек в вопросе строительства гидроэлектростанций. Итогами переговоров Каримов остался доволен.

Ислам Каримов: Особо хочу подчеркнуть, что визит президента России был очень своевременным и значимым. Это мое твердое убеждение, есть позиции обсужденных, очень серьезных масштабных вопросов - вопросов безопасности, вопросов сохранения стабильности в нашем регионе. На мой взгляд, обмен мнениями, который состоялся вчера и сегодня, мне, например, лично дает очень многое.

Малика Рахманова: Медведев заметил, что с созданием гидроэнергетических станций в Центральноазиатском регионе должны учитывать интересы всех стран региона на основе норм международного права по использованию вод трансграничных рек.

Дмитрий Медведев: Всякого рода проекты, тем более глобальные, такие как гидроэлектростанции, они должны создаваться с учетом мнения соседей. Здесь невозможно действовать изолированно. Не приведет ни к каким результатам или создаст напряжение, которое придется потом разрешать не экономическими, а политическими методами, не говоря уже о более опасных направлениях или способах разрешения противоречий.

Малика Рахманова: На заявление Медведева отреагировало Министерство иностранных дел Таджикистана, направив ноту временному поверенному в делах Российской Федерации в Таджикистане. В заявлении указано, что Медведев прежде выражал другую позицию и даже обещал посодействовать в строительстве Рогунской ГЭС и построить три гидроэлектростанции в Таджикистане. Тогда ни о каких условиях не упоминалось, никакими региональными соглашениями не обуславливалось и обещание России инвестировать 2 миллиарда долларов в строительство двух Камбаратинских гидроэлектростанций в Киргизии. Говорит представитель Министерства иностранных дел Таджикистана Сулаймон Рашидов.

Сулаймон Рашидов: Как известно, республика Таджикистана в осуществлении своих гидроэнергетических проектов основывается на политике транспарентности, открытости и учета интересов соседних государств. Подтверждением этому является Нурекская ГЭС, которая позволяет компенсировать нехватку воды в вегетационный период странам низовья. Предпринимаемые Таджикистаном меры по строительство водно-энергетических объектов, прежде всего, направлены на сбалансирование водных и энергетических проблем и достижение стабильности всего Центральноазиатского региона. В связи с этим республика Таджикистан обратилась к государствам Центральноазиатского региона, России и другим заинтересованным странам принять участие в международном консорциуме по завершению строительства Рогунской ГЭС.

Малика Рахманова: В Киргизии также удивлены заявлением России, хотя официально протестов не выражают. По словам киргизского эксперта Орозбека Молдалиева, поведение России выглядит непоследовательным.

Орозбек Молдалиев: Такое положение. Есть закон Киргизской республики о межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов, водохозяйственных сооружений Киргизской республики. Там не предусматривается согласование сооружений водных ресурсов с соседними государствами. Дело в том, что гидроэнергосооружения являются экологически чистыми, вреда окружающей среде не наносят и поэтому согласования строительства таких объектов обычно не требуется.

Малика Рахманова: Бывший министр иностранных дел Киргизии Эднан Карабаев отметил в интервью Радио Свобода, что республика не подписывала конвенции о совместном использовании вод трансграничных рек, которая обязывала бы ее считаться с интересами соседних стран. Некоторые наблюдатели считают, что Россия использует проблемный для постсоветских республик вопрос использования водных ресурсов, как инструмент лоббирования своих политических интересов. В частности, речь идет о заинтересованности России в использовании военного аэропорта на севере Таджикистана, на которой уже не первый год претендуют и другие страны, в том числе Индия.

Говорит директор Центра балканских, кавказских и центральноазиатских исследований Московского института всеобщей истории Артем Улунян.

Артем Улунян: Происходит определенная редакция курса, судя по тому, что сейчас мы видим. Дело в том, что Узбекистан представляет особый интерес для России и, разумеется, Москва хотела бы усилить свои позиции в Ташкенте. Имея в виду, что Ислам Каримов очень болезненно всегда относится к водной проблеме и, в частности, во многом этот вопрос осложнял взаимоотношения между Ташкентом и Бишкеком и Ташкентом и Душанбе, не говоря уже о многих других проблемах, нынешнее руководство России решило пойти таким курсом. А именно - путем инвестиций только в то, что представляет интерес для России. В частности, в Кыргызстане, как известно, речь идет о помощи кредитования, и, скажем так, на определенных выгодных условиях, и плюс, как сообщала об этом пресса, в зачет тех долгов, которые были, Кыргызстан должен фактически поделиться с Россией рядом объектов собственности, один из которых имеет стратегическое значение для России. В частности, там комбинат, который занимается военными вопросами.

Как известно, в Таджикистане сейчас действуют несколько внешних сил. Традиционно говорили, как всегда, о России, Соединенных Штатах, но не надо забывать о том, что там активно действует еще и Индия, например, у которой там есть уже определенные позиции. Есть попытки там усилить свое влияние, что, в общем-то, и делается, Ираном и Пакистаном. Поэтому Душанбе хотел бы использовать военное сотрудничество, как один из элементов, скажем так, давления на Москву.

Малика Рахманова: Аналитики предполагали, что вопрос об использовании трансграничных рек будет поднят президентом Таджикистана Эмомали Рахмон во время визита в Москву. Эксперты считают, что отказ президента Таджикистана от поездки в Москву дает основания прогнозировать смену внешнеполитического курса в сторону Запада.

XS
SM
MD
LG