Ссылки для упрощенного доступа






Александр Генис:
Сперва в Англии, а потом в и других европейских странах появились автобусы со странной рекламой: «Бога, вероятно, нет». Этот тезис вежливых, не до конца уверенных в себе атеистов был встречен судебными исками верующих, которые доказывали, что гипотеза отсутствующего Бога не соответствует фактам. Пока в Старом Свете разгораются – уже в судебных инстанциях – теологические дебаты, ученые Нового Света предложили другой - прагматический - подход к решению вечного вопроса. Игнорируя центральную дилемму, они о Боге молчат, зато говорят о церкви. В ближайшем номере специального журнала «Психологический бюллетень» (Psychological Bulletin) будут опубликованы материалы грандиозного, растянувшегося на 80 лет исследования, о том, как религиозные убеждения – любые!- действуют на поведение человека, развивая в нем самодисциплину, ответственность, и сосредоточенность.
Об этом наш корреспондент «Американского часа» Ирина Савинова беседует с профессором психологии университета Майями доктором Майклом МакКалогом, (Michael McCullough).


Ирина Савинова: Что было раньше: религиозная практика или самодисциплина?

Майкл МакКалог: Я считаю, что религия укрепляет самоконтроль и что требуется определенный уровень самоконтроля для того, чтобы успешно заниматься религией. Каждый, кто следует религиозным ритуалам, знает, что это трудно. Службу в церкви нужно посещать регулярно, длинные проповеди слушать до конца, надо читать Библию и запоминать много цитат из нее и Священного Писания, постоянно молиться. Для этого требуется настойчивость. Если у человека самодисциплина слабая, то религия не принесет ему удовлетворения, как не принесет его и любая ежедневная трудовая деятельность. Мы, ученые, считаем: религия укрепляет самоконтроль и самоконтроль необходим в занятиях религией.

Ирина Савинова: Каким образом, с точки зрения физиологии, религиозные ритуалы укрепляют самоконтроль?

Майкл МакКалог: Следует отметить два интересных явления, происходящих, когда человек молится или медитирует. В мозгу есть две области, одна из которых контролирует внимание, другая – эмоции. Во время сосредоточенной молитвы или медитации активируются именно эти участи, помогающие обострять наше внимание и успешнее справляться с негативными эмоциями. Нейропсихологи связывают эти области с самоконтролем, с саморегулированием нашего поведения.


Ирина Савинова: Получается, что именно регулярность отправления религиозных ритуалов и медитации способствует успеху в жизни.

Майкл МакКалог: Можно сделать такой вывод. Медитация привлекает внимание многих ученых. Результаты их исследований указывают на то, что регулярная медитация оказывает положительное влияние на эффективность нашей трудовой деятельности, на уровень концентрации внимания и ориентированность в окружающем мире. И, конечно, на здоровье в целом и ментальное здоровье в частности. Изучение мозга помогает нам понять природу и механизм действия этих положительных влияний.

Ирина Савинова: Но если механизм создания положительного влияния на наше поведение религиозными ритуалами один и тот же, то существует ли различие в конфессиях?

Майкл МакКалог: Я не думаю, что существует различие в религиозных традициях – именно в этом смысле. Мы проанализировали исследования, сделанные за последние 80 лет, и, к нашему удивлению, убедились, насколько предсказуемым оказалось положительное влияние религиозных ритуалов всех религий. Мусульмане, иудеи и христиане из самых разных частей света отмечают как результат их религиозной веры более высокий уровень дисциплины. И это универсальное свойство очень важно, потому что оно говорит о том, что укрепление самоконтроля верующих свойственно религии в целом, а не какой-то одной конфессии.

Ирина Савинова: Вера в сверхъестественное и самоконтроль. Где связь? Нужно ли смотреть на Всевышнего как на своего рода полицейского?

Майкл МакКалог: Вообще-то это неплохая метафора. Действительно, в самых популярных религиях в западном мире, и в Америке в частности, в христианском, иудаистском и мусульманском монотеизме, существует вера в то, что всемогущий Бог следит за нашими действиями и требует от нас определенного рода поступков. Это характерно для многих мировых религий. Чувствуя, что за ними наблюдает самый высокий авторитет, верующие стараются соответствовать установленным Им стандартам и пытаются целенаправленно достичь своих - и созданных Им - идеалов.

Ирина Савинова: Принесет ли пользу атеисту хождение в церковь?

Майкл МакКалог: Чтобы получать какую-то пользу от религии, нужно, прежде всего, быть верующим. Приведу пример с работой. Мы ходим в офис, производим все нужные действия, но если работа нас не интересует, мы не прогрессируем, не становимся лучше в том или ином смысле. Так же с церковью: мы можем посещать религиозные службы, но если мы не веруем, мы не получим психологической пользы – в нас ничего не изменится к лучшему.

Ирина Савинова: Религия не только дает, но и ждет от нас взамен каких-то трат. Как подвести баланс?

Майкл МакКалог: Это так верно: становясь верующим, мы обмениваем одно на другое, как и во всех других областях жизни. Религии мы отдаем психологические усилия и время. Но что-то получаем взамен, иначе не было бы столько верующих. Важный результат этой деятельности – укрепление нашего самоконтроля, уверенности в себе и стремления достичь каких-то идеалов. Сравним самоконтроль с мышцей. Чтобы стать сильнее, мы тренируем ее, тратя энергию, превозмогая боль. После тренировки мы устали, тело болит, время ушло. Мы что-то потеряли и ничего не получили взамен. Через некоторое время, однако, мы заметим, что наши мышцы окрепли. Так же и самоконтроль укрепляется по мере тренировки его в религиозных ритуалах. В последние год-два многие ученые пришли к выводу, что работа над укреплением самодисциплины сродни регулярным спортивным тренировкам. Будучи религиозным, вы платите лепту временем, вниманием, энергией, но накапливаете психологическую мощь, которая позволяет преуспеть в работе, в социальной сфере, достичь поставленных целей.


Ирина Савинова: Какое место занимает религия в вашей жизни?

Майкл МакКалог: Признаюсь, что профессионально я - сторонник религии. Для меня, ученого-социолога, религия полна неразгаданных загадок. Но именно из-за того, что религия – моя профессия, моя внешняя мотивация мешает мне получить пользу от нее.

Ошибка сервера

Ой! Как вы понимаете, это не то, что мы хотели бы вам показать

Адрес этой страничке был отослан разработчикам для анализа и исправления. Приносим извинения!

Пожалуста, используйте Поиск вверху страницы, чтобы найти больше

XS
SM
MD
LG