Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Медведев внес поправки в закон о политических партиях


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Александр Гостев: Президент России Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу поправки в Закон «О политических партиях», согласно которым предполагается снижение обязательного порога численности партий с 50 тысяч до 45 тысяч членов и введение ротации руководства. Эксперты обратили внимание на то, что о необходимости принятия этих поправок президент говорил в послании к Федеральному Собранию. Оппозиционные политики, в свою очередь, назвали президентские поправки имитацией демократии. Над этой темой сегодня работал корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Олег Кусов: Законопроект, внесенный в Государственную Думу президентом Дмитрием Медведевым, предполагает поэтапное снижение минимальной численности членов политических партий. Согласно поправкам, в партии должно числиться минимум 45 тысяч, а не 50 тысяч как предусматривает законодательство сегодня. В дальнейшем обязательное число членов партии может быть сокращено до 40 тысяч. В законопроекте также содержится положение о ротации кадров в партиях. Один человек не может занимать пост руководителя объединения или его регионального отделения более двух сроков.
Независимый политик и эксперт Владимир Рыжков напомнил, что в пакете политических инициатив, выдвинутом Дмитрием Медведевым в его послании Федеральному Собранию минувшей осенью, главным было изменение Конституции - продление сроков полномочий президента до 6 лет и продление сроков полномочий Думы до 5 лет.

Владимир Рыжков: Я хочу напомнить, что пакет политических инициатив был выдвинут Дмитрием Медведевым в его первом послании Федеральному Собранию минувшей осенью. И, конечно, главным там было изменение Конституции - продление сроков полномочий президента до 6 лет и продление сроков полномочий Думы до 5 лет.
Наряду с этим для того, чтобы скрасить то неблагоприятное впечатление, которое произвели вот эти антидемократические инициативы по продлению сроков полномочий, были внесены якобы демократические поправки мелкие, в частности, было предложено снизить численность, необходимую для регистрации партий, дать пару мест в Госдуме маленьким партиям, которые не пройдут 7-процентный барьер и так далее.
Сегодня мы видим, что вот эти так называемые "демократические предложения" превращаются просто в откровенный фарс.

Олег Кусов: Говорил Владимир Рыжков.
Заместитель директора Институт общественного проектирования Михаил Рогожников, напротив, убеждён, что в целом поправки - это шаг в правильном направлении.

Михаил Рогожников: Необходимая оправданная, в общем, естественная мера, поскольку был завышен порог. Несколько десятков членов тысяч - слишком много, намного больше, насколько я знаю, чем в других странах. Тут вообще порядки разные, то есть в большинстве стран, чтобы зарегистрировать партию, достаточно сотни членов, у нас как был, так и остается - десятки тысяч. Тем не менее, этот шаг, конечно, в правильном направлении. Этот порог надо понижать, его надо еще дальше понижать.
Что же касается поправки о двух сроках для лидера партии. По-моему, это вмешательство государства, законодателя в жизнь партии, по сути, общественной организации. Вот это демократичным я бы не назвал. Может быть, это метит в каких-то наших вождей наподобие Зюганова или Жириновского, но, в общем, насколько я знаю, в большинстве стран внутрипартийная жизнь практически не регулируется. Хочет партия иметь лидера на протяжении 20 лет, имеет право. Зачастую это как раз оправдано.

Олег Кусов: Так считает заместитель директора Институт общественного проектирования Михаил Рогожников.
О правильном направлении сказал в беседе со мной и депутат Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» Олег Шеин.

Олег Шеин: Сама инициатива по данным поправкам идет в очень правильном направлении. Строго говоря, наша фракция не поддерживала саму идею увеличения порога по численности партий, когда соответствующие решения принимались. Ведь вопрос порога, это не просто формальная численность, это вопрос еще и очень больших затрат, которые нужно нести партии (финансовых затрат и административных, с тем чтобы можно было бы впоследствии обеспечить отчетность перед Федеральной регистрационной службой.

Олег Кусов: Это был Олег Шеин.
Депутат Государственной Думы России от КПРФ Олег Смолин назвал президентские поправки формальным украшением так «суверенной демократии».

Олег Смолин: Как и все инициативы Дмитрия Анатольевича Медведева, которые считаются проявлением либерализма, на мой взгляд, эта инициатива имеет скорее характер украшения на фоне суверенной демократии, чем характер реального расширения демократии. Что такое 45 тысяч вместо 50? Это то же самое. Что такое Совет Федерации, который не избирается напрямую населением, а в котором член Совета Федерации должен пройти хоть какие-то выборы. Это видимость выборности, а не настоящая выборность. Примерно то же самое относится и к инициативам, согласно которым не понижается избирательный барьер с 7 процентов, например, до 5, а еще лучше до 3, а наоборот ставится возможность партии, набравшей около 5 процентов послать одного депутата представителем в парламент.

Олег Кусов: В тоже время Олег Смолин не считает, что президентские поправки направлены против лидера КПРФ Геннадия Зюганова.

Геннадий Зюганов: Геннадию Андреевичу уже достаточно много лет. Поскольку закон обратной силы не имеет и вступит в силу только с момента его официального опубликования, у Геннадия Андреевича будет еще 10 лет для того, чтобы возглавлять партию. Поэтому, думаю, что ему ничего не грозит.

Олег Кусов: Олег Шеин, обсуждая вопрос партийного строительства в России, напомнил об административном ресурсе.

Олег Шеин: Сегодня одним из главных препятствий, наверное, для развития политического пространства в России, является не столько численность партии и величины, сколько применение административного ресурса на местах с целью снятия неугодных кандидатов, отказа им в регистрации. Конечно, если в этом деле не будет наведен порядок, никакая численность партии даже самая небольшая, как было когда-то в 10 тысяч человек, не позволит сформироваться в стране настоящему политическому пространству.

Олег Кусов: Говорил Олег Шеин.
Независимый политик и эксперт Владимир Рыжков охарактеризовал поправки президента в закон о политических партиях как имитацию демократии.

Владимир Рыжков: В условиях, когда процедура регистрации чрезвычайно жесткая, чрезвычайно забюрократизированная, когда бюрократия на каждом этапе может отказать партии в регистрации… Я хочу напомнить, что Касьянову отказали в регистрации за то, что нашли несколько человек, у которых были неправильные данные указаны паспортные. То есть по одному человеку, по которому будет ошибка, можно отменить регистрацию партии, которая собрала 60-70 тысяч членов. Поэтому это просто чистая имитация демократизации. Это фарс. Это ничего, по сути дела, не меняет. Напротив, мы видим, что режим ужесточается. Только что было принято решение, что будет внесена в ближайшее время инициатива об отстранении от должности всенародно избранных мэров, еще целый ряд ужесточающих поправок. Так что фактически речь идет просто об имитации демократизации. На самом деле режим продолжает ужесточаться. И о чем говорить, о каком партийном законе, если еще три-четыре года назад в России было 45 политических партий, а после этого была проведена их массовая зачистка, и на сегодняшний день в стране осталось всего семь зарегистрированных партий. При этом за последние годы ни одна новая партия не смогла зарегистрироваться. Этот закон ничего не изменит в той авторитарной ситуации, в которой мы сегодня находимся.

Олег Кусов: Так считает независимый политик и эксперт Владимир Рыжков.
Эксперты полагают, что президент России вскоре выступит с законодательной инициативой об обеспечении нескольких депутатских мест для тех партий, которые набрали на выборах от 5 до 7 процентов голосов.
XS
SM
MD
LG