Ссылки для упрощенного доступа

В Екатеринбурге прошел Форум народов Урала


Программу ведет Евгения Назарец. В программе принимают участие - Олег Ошкордин, директор Центра содействия национально-культурным объединениям при Уральском горном университете, и Михаил Мошкарин, декан факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета, политолог.



Евгения Назарец: В Екатеринбурге прошел Форум народов Урала. Его участники заявили, что вопросы расовой и национальной нетерпимости не стоят остро в регионе, а редкие конфликты на национальной почве носят бытовой характер, и, за исключением единичных случаев, они не имеют тяжелых последствий. То же самое местные власти и обществоведы говорят об Омской области.


Более 20 национальных и общественных организаций были представлены на Форуме народов Урала, который был организован Центром содействия национально-культурным объединениям Уральского горного университета. В работе конференции вместе с лидерами национальных объединений и представителями власти приняли участие делегаты от Совета Европы.


Форум народов Урала проходил под патронатом «Единой России» и администрации губернатора Свердловской области в рамках традиционной в Горном университете Уральской горнопромышленной декады. Не каждый вуз Екатеринбурга имеет в своем активе мероприятия такого солидного статуса. И Горный университет не всегда был известен этим.


Чтобы до конца понять, что произошло с Горным университетом за последние годы, нужно быть уральцем. Шесть-семь лет назад этот вуз звался Горным институтом, большую часть его абитуриентов составляли аутсайдеры вступительных экзаменов в более престижных вузах – это был последний шанс получить отсрочку от армии. Став студентами, «горняки» 90-х годов регулярно развлекались набегами на комнаты соучеников из Монголии, а также рейдами в соседние общежития более престижных вузов. Походы эти часто заканчивались массовыми драками. А хорошими спортсменами студенты «горного» были во все времена.


Даже когда Горный институт стал зваться академией, это еще у многих в Екатеринбурге вызывало усмешку, но затем общественности все чаще стали напоминать, что Горная академия – старейший вуз Екатеринбурга, альма-матер губернатора Росселя. Когда дело дошло до восстановления вузовского храма и переименования в университет – никто уже не удивлялся.


Уже год с лишним при Горном университете работает Центр содействия национально-культурным объединениям, а всякий абитуриент проходит тест на наркотическую зависимость и дает клятву, объясняет ректор Горного университета Николай Косарев.



Николай Косарев: У нас есть документ, который мы называли «Образ абитуриента горного комплекса». Этот Образ, типа 10 заповедей Божьих, который устанавливает совершенно простые принципы человека, который вступил в нашу корпоративную систему образования и воспитания. Он начинается с простых терминов любви к старшим, к своей семье, к родным, и заканчивается тем, что человек должен адекватно относиться и быть защитником Отечества и патриотом своего Отечества. Это первый год у нас. Пока требуется только согласие. «Ты согласен с этим Образом? Если согласен – пожалуйста, приходи».



Евгения Назарец: Сегодняшний студент-«горняк» - это не то продукт модного поветрия внедрения корпоративной этики, не то «человек системы», которая, по словам ректора, отвергает и национальную, и религиозную нетерпимость, и даже стремление испытывать чужие вкусы и взгляды, манерой одеваться. В Горном университете введена единая форма и для преподавателей. Такое единство формы и содержания и привело к воспитанию в некогда буйных «горняках» завидного для многих чувства такта и толерантности, считает вице-премьер областного правительства Семен Спектор.



Семен Спектор: Вот я здесь стучу по дереву, что в нашей Свердловской области, слава Богу... Но пусть вам не кажется, товарищи, что на нас не влияет то, что нас окружает. Приведу пару цифр по нашей области. Почти 100 тысяч наркоманов в области. Если бы все детки были так приобщены к воспитательному процессу, как в этом университете, разве было бы такое? Несколько сот тысяч алкоголиков. Почти 50 тысяч сидит у нас в колониях и СИЗО. Мы все меньше и меньше имеем прибыли на своем трудовом фронте, людской прибыли.



Евгения Назарец: Именно прагматичная потребность региона в трудовых мигрантах заставляет правительство Свердловской области поддерживать возвышенные порывы самого приземленного вуза Екатеринбурга.


До сих пор конфликты на национальной почве в Свердловской области носили бытовой характер или на поверку оказывались переделом сфер влияния в бизнесе. Даже местные футбольные фанаты, специально не ищут встреч с иностранцами. Но недавно три подростка без повода избили армян, один из пострадавших скончался. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова встревожена.



Татьяна Мерзлякова: Я общалась с мамами. Самое неприятное в этой истории то, что хорошие ребята. Какой-то, наверное, не хватает гордости что ли за себя. Мы настолько привыкли к тому, что мы ни на что не способны, что вот ребятам маленьким, молодым, им хочется показать, что «мы действительно чего-то стоим». Если мальчика бьют, то мы говорим здесь, у себя: «Не плачь. Ты же мальчик». Если бьют мальчика в Америке, то говорят: «Не плачь. Ты же американец». Мы у себя чуть ли не внушаем ему: «Плачь, ты родился в России». Вот этого делать нельзя. Мы в последнее время настолько комплекс у себя развили, что мы плохие.



Евгения Назарец: Обществоведы и политологи говорят, что в приграничных с Азией российских регионах жители за века привыкли к виду и социальным отличиям иностранцев и иноверцев, и так просто эту терпимость не уничтожить. С этим, в принципе, согласны и участники прошедшего в Екатеринбурге Форума народов Урала. Еще одно доказательство – недавно прошедший в Екатеринбурге прием посла Армении в России. Большинство вопросов к дипломату были о том, как приехать работать в Свердловскую область.


Упомянутый выше Форум народов Урала принял резолюцию. Небольшая цитата из нее: «Российская традиция, в отличие от западной, не предусматривает «плавильного котла» как технологии сглаживания этнокультурных особенностей граждан. Рецепты толерантности, предлагаемые россиянам нашими европейскими и американскими друзьями, не освобождают нас, каждого жителя России, от поиска и создания средств гармонизации межэтнических отношений, основанных на нашем собственном тысячелетнем опыте».


У Центра содействия национально-культурным объединениям Уральского горного университета опыт не тысячелетний, но имеется. Именно в этом Центре и родилась та резолюция, часть из которой я прочитала.


А в Екатеринбургской студии Радио Свобода сегодня с нами директор Центра содействия национально-культурным объединениям при Уральском горном университете Олег Ошкордин.


Доброе утро, Олег Владимирович.



Олег Ошкордин: Доброе утро.



Евгения Назарец: Вместе со мной вы прослушали подготовленный мною не то рассказ, не то историческую справку о вузе, который вы сейчас представляете. Если я в каких-то местах серьезно ошиблась, вы можете сейчас меня поправить.



Олег Ошкордин: Нет, я думаю, что все представлено в целом точно и достаточно емко, полно.



Евгения Назарец: Тогда поговорим о Центре. Зачем этот Центр вузу? Зачем он области, стране? В качестве примера мы многое слышали.



Олег Ошкордин: Этот Центр нужен, прежде всего, нам, самому нашему университету. Мы не благодетели, мы не пытаемся облагодетельствовать какие-то объединения татар, башкир, евреев или немцев, хотя все они входят в этот Центр. Вот как самоцветы, которыми мы занимаемся профессионально, украшают нашу жизнь, так и украшает жизнь нашего общества многообразие этносов, культур, племен, народов.



Евгения Назарец: То есть это из тяги к красоте?



Олег Ошкордин: Это из тяги к яркой жизни. Нам хочется жить ярче. И однообразие людское, если бы Господь такое создал, сделало бы нашу жизнь унылой. Мы живем для того, чтобы радоваться жизни вместе со всем многообразием тех племен и народов, которые создал Господь.



Евгения Назарец: Насколько многообразен состав студентов в Горном университете?



Олег Ошкордин: Ну, он многообразен так же, как и состав жителей России, в общем-то. Большинство считают себя русскими, хотя, на мой взгляд, русские у нас все. Многие относят себя к татарам, к башкирам, а таких студентов у нас около 400. Евреи, украинцы, немцы... Немцев очень много. В общем, все.



Евгения Назарец: А нашим слушателям мы предлагаем ответить на вопрос: почему в одних регионах России к иностранцам и к людям с другим цветом кожи относятся нормально, а в каких-то регионах человеку с так называемой неславянской внешностью пребывать практически даже опасно?


А этот час утреннего выпуска информационной программы «Время Свободы» подготовлен Екатеринбургской студией совместно с Омской телерадиокомпанией «Антенна-7». И с нами на связи оттуда - декан факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета, политолог Михаил Мошкарин.


Михаил, доброе утро.



Михаил Мошкарин: Доброе утро.



Евгения Назарец: У вас есть свой ответ на тот вопрос, который мы адресовали слушателям? Почему в регионах столь разное отношение к тем, кто по-другому выглядит, у кого неславянская внешность?



Михаил Мошкарин: По-видимому, это обусловлено тоже и историческими аспектами. Потому что в Сибири, и в частности в Омской области, со времени образования города Омска, с начала XVII века здесь жили русские, украинцы, татары, казахи. И коренные жители, они не европейского происхождения. И, тем не менее, с того времени стала складываться ситуация добрососедства, дружбы. Поэтому даже в условиях царской власти в городе Омске рядышком стояли и церковь, и кирха, и синагога, и мечети мусульманские. Поэтому воспитание терпения, дружбы людей разных народностей – это в крови у сибиряков. Это первое.


И второе. Конечно, местные власти, будь то региональные, городские, государственные, муниципальные учреждения, учреждения образования, они всегда обращали внимание на эту проблему, воспитывали молодежь в духе дружбы.


И вот в этом году будет 25 лет, как я пришел в Технический университет после окончания классического университета. И не потому, что каждый кулик свое болото хвалит, но я честно скажу, даже ни разу за эти четверть века я не припомню такой ситуации, когда бы эта проблема обострилась. Ну, конечно, преподаватели... раньше партком, а сейчас проректоры, в частности проректор по социальным вопросам и внеучебной работе Ольга Павловна Кузнецова очень серьезное в нашем Техническом университете обращает на это внимание. И уж так совпало, наверное, что 28 апреля на заседании ученого совета будет рассматриваться вопрос о воспитательной работе в вузе, и в том числе, конечно, будет обращено внимание и на эту проблему. И слава Богу, что она не такая острая и не является первостепенной.



Евгения Назарец: Олег Владимирович, вы сказали, что, в общем-то, для того, чтобы было весело этот Центр создан, и он объединил национальные культуры для того, чтобы показать, как это прекрасно. А вообще, есть ли у него какие-то формы работы, которые можно отнести не к празднованию каких-то национальных праздников или чего-то еще, а текущие формы работы, когда люди собираются и обсуждают проблему или не проблему, но что-нибудь?



Олег Ошкордин: Безусловно. Кстати, празднования, концерты, вечера – это все на десятом месте. Прежде всего мы объединились для того, чтобы можно было улучшить разнообразные стороны нашей жизни. У нас есть деловые проекты. В частности, мы готовим деловой проект с Израилем. У нас есть социальные проекты и проводится аналитическая работа, которая связана как раз с построением на практике такой модели общения, которая позволяла бы нам жить более спокойно, более уверенно и хорошо.



Евгения Назарец: Итак, в Екатеринбурге прошел Форум народов Урала. Его участники заявили, что вопросы расовой и национальной нетерпимости не стоят остро в регионе, а редкие конфликты на национальной почве носят бытовой характер, и, за исключением единичных случаев, они не имеют тяжелых последствий. То же самое местные власти и обществоведы говорят об Омской области. Чему обязаны жители обоих регионов своей толерантностью, и может ли что-то угрожать этому относительному спокойствию? Возможно, один из ответов на этот вопрос - у журналиста Омской телерадиокомпании «Антенна-7» Вячеслава Сурикова.



Вячеслав Суриков: На территории Омской области проживают представители около 120-ти национальностей. Среди них преобладают русские - их более 80 процентов. Вторые по численности - украинцы, сразу за ними - казахи. И тех, и других больше 3 процентов от общей численности населения.


Более 10 лет проблемами межнациональных отношений на территории Омского региона занимался Комитет по национальной политике и религии. Возглавлял его доктор юридических наук Алексей Казанник. Под его руководством сотрудники комитета занимались изучением этнополитической ситуации в Омской области и прогнозированием ее развития. В ходе реорганизации структуры управления Омской областью комитет был расформирован. Говорит Михаил Панасенков, в Комитете национальной политики и религии он проработал консультантом 8 лет.



Михаил Панасенков: В 2004 году в Омске проходила реорганизация областной администрации в областное правительство. А поскольку не было головного министерства, то наш комитет был расформирован. Незначительная часть функций была передана в областное Министерство культуры – организация и проведение фестивалей, национальных праздников, конкурсов.



Вячеслав Суриков: В 1997 году в Омской области был создан «Дом Дружбы», который действует и поныне. Коллектив «Дома Дружбы» осуществляет долгосрочный социальный проект «Национальный мегаполис». Заявленная цель: «создание единого комплекса, позволяющего учесть интересы всех народов, населяющих Омскую область». Часть этого проекта – фестиваль национальных культур «Единение». На данный момент это визитная карточка «Дома Дружбы». Фестиваль представляет собой серию Дней культуры народов омского Прииртышья. Например, сейчас в Омске проводятся Дни культуры российских немцев. Вслед за Днями немецкой культуры настанут Дни культуры татаро-башкирской.


Бывший сотрудник областного Комитета по делам национальной политики и религии Владимир Панасенков считает, что одной только популяризации национальных культур недостаточно.



Владимир Панасенков: Отсутствует аналитическая работа. То есть должны вырабатываться профилактические меры. Вот этим и должен заниматься специальный орган по национальной политике. Он должен действовать на стыке направлений - и культура, и образование, потому что есть много национальных школ, и экономика национальных поселений. Здесь вопросы и на стыке молодежной политики, брака и семьи.



Вячеслав Суриков: И все же Омская область признается одной из самых комфортных для проживания представителей различных национальностей. Это позволяет региональным властям говорить, что ставка на воспитание толерантности через поддержку национальных культур оправдывает себя.



Евгения Назарец: И у нас есть телефонный звонок. Давайте послушаем, что думает наш слушатель. Здравствуйте.



Слушатель: Доброе утро. Я хотела бы сказать о том, что Мошкарин очень хорошо все говорит, но в действительности это не так. На разных уровнях, начиная от школы и заканчивая высшими учебными заведениями, некоторые преподаватели настолько наполнены ненавистью к людям другой национальности, хотя они не имеют этого права. И когда мы говорим о том, что у нас тишь да гладь, в действительности это не так. И мы слышим на разных уровнях о том, что все мы равны. Это неправда. Даже когда принимают на работу, и то говорят: «нам желательно бы...». Так о чем говорить?.. У нас всех разный менталитет. Все мы рождены от разных родителей. Но у нас одно желание – жить.


Так что есть конкретные случаи, когда идет дискриминация. Тем более, и в государственном университете есть такой лжеученый Клейменов. Пусть ему будет трижды стыдно. Хотя он ходит в православный храм, я не знаю, что он там замаливает. Но вот его антисемитизм и нежелание быть толерантным человеком говорит о том, кого он может учить.



Евгения Назарец: Понятна точка зрения. Я так догадываюсь, что это жительница Омска, потому что она упоминает и нашего омского гостя, и какие-то, очевидно, хорошо известные в том регионе фамилии людей.


И хотела бы по поводу прозвучавшего мнения попросить высказаться и нашего гостя в Екатеринбургской студии. Олег Владимирович, как вы полагаете, насколько велика разница между тем, что знают и говорят власти, и между тем, что происходит в реальной жизни, может быть, даже на бытовом уровне?



Олег Ошкордин: Вы знаете, я особо не придаю значения тому, что говорят власти, поскольку сам к властям не отношусь, и работаю с людьми в аудиториях, так сказать, в университетских коридорах и так далее. Для меня важно то, что я вижу в общении с людьми.


Я очень часто слышу о том, что существуют притеснения или пренебрежительное отношение к людям различной этнокультурной принадлежности. Я не хочу употреблять слово «национальности», потому что у всех нас, по моему глубокому убеждению, одна российская национальность. Только корни исторические разные. Вы знаете, я слышу об этом. Но как-то Бог меня миловал. Привести примеры притеснений, которые происходили бы вокруг меня, я не могу. Потому что, может быть, мы создаем среду, в которой проявление антисемитизма, неуважения к татарам, к башкирам, немцам, к русским непозволительно. Атмосфера такова, что человек, если он хоть чуть-чуть дорожит своим авторитетом, он не позволит себе проявить это.



Евгения Назарец: То есть это показатель низкого воспитания, и этого люди стыдятся потому, что хотят выглядеть хорошо воспитанными?



Олег Ошкордин: Недопустимо для студента, для преподавателя, чтобы он хоть чем-то проявил свою нетолерантность.



Евгения Назарец: Что будет, если он ее проявит? На него будут все шипеть, пальцами показывать?



Олег Ошкордин: Он будет выглядеть как непристойный человек.



Евгения Назарец: Михаил, как вы полагаете, есть ли какие-то способы адекватно оценить, насколько политика властей, даже если она здравая в плане национальных отношений, сказывается на поведении рядовых людей на работе, в школе, в институте, в конце концов, на площадке в жилом доме?



Михаил Мошкарин: Естественно. Тем более, дама очень резко высказалась. Я по этому поводу могу сказать следующее. В семье, конечно, не без урода. Могут быть какие-то такие явления.


Но политика региональной власти, муниципальных властей сводится к тому, чтобы пропагандировать самые лучшие черты каждой нации и народности. У нас очень мощные национальные и культурные центры русских, украинцев, белорусов, и даже не коренных народов Сибири – армян, азербайджанцев и так далее. Поэтому каждая нация имеет своих авторитетных лидеров, которые вхожи в правительство, в общественные организации. Поэтому когда возникает какой-то вопрос, они могут решить этот вопрос буквально в считанные минуты, даже не часы. Поэтому они имеют возможность, еще раз говорю, выйти на правоохранительные органы, на губернатора, на мэра. Поэтому думаю, что если такие факты и проскакивают, тем более что фамилию называют, они решаемые. Тем более что политика власти организована таким образом, что самые лучшие черты каждой нации и народности, которые проживают в Омской области, они видны. И если человек не понимает, что такое дружба людей, которые проживают на конкретной территории, вот он хоть бы раз посетил, например, праздник – великолепный праздник «Душа России», где каждая нация и народность показывают свою культуру, песни, танцы.



Евгения Назарец: Михаил, все понятно.


Олег Владимирович, в Центре содействия национально-культурным объединениям, вы сказали, что реализуются не только вот эти самые праздничные мероприятия, насчет которых все очень любят умиляться, но также есть и вполне рациональные, деловые связи, которые установлены с другими государствами. Если можно, поподробнее о том, что, может быть, наибольшее развитие получило.



Олег Ошкордин: Мы реализуем, во-первых, творческие проекты, связанные с художественно-промышленным направлением образования и производства в нашем университете. Я заведую кафедрой технологии художественной обработки камня. У нас есть учебное производство. И мы вместе с башкирским сообществом, с представителем президента Башкортостана Нафисой Тюменцевой организовали, в общем-то, творческий коллектив национальный башкирский, который занимается разработкой и изготовлением ювелирной, камнерезной продукции, грубо говоря, в башкирской национальной тематике. Мы поддерживаем связи с органами образования и культуры Республики Башкортостан, и у нас там налажена выставочная деятельность, туда студенты направляются и так далее.



Евгения Назарец: Олег Иванович, вы упоминали также и Израиль. Какое сотрудничество с Израилем?



Олег Ошкордин: У нас очень много выпускников сейчас живут и работают в Израиле. И мы очень тесную дружбу ведем с одним из еврейских сообществ в Екатеринбурге – общество «Менора». Нам мой взгляд, это объединение екатеринбургской интеллигенции русской, имеющей еврейские корни. И мы организуем с ними сейчас как бы филиал нашего Уральского геологического музея с торговым салоном и с выставочным залом на территории Израиля. Работа эта находится в стадии подготовки. Хотя первые шаги уже сделаны. И серия телемостов, которые позволяют общаться в режиме онлайн с жителями Екатеринбурга здесь и в Иерусалиме, в Тель-Авиве по вопросам и деловым, и гуманитарным, и так далее.



Евгения Назарец: Михаил, скажите, пожалуйста, вот в разных регионах (и мы об этом сегодня уже упоминали) разная обстановка в смысле национально-культурных отношений между разными народами. С чем вы связываете вообще рост националистических отношений в некоторых регионах России? И считаете ли вы, что власти должны предпринимать жесткие меры по отношению к тем, кто допускает националистические выходки?



Михаил Мошкарин: Ну, причина главная, я думаю, - это все-таки причина экономическая. Неблагополучная социально-экономическая ситуация во многих регионах, молодежь без работы – и вот этот негативный фактор является основой для всплеска и ухудшения межнациональных отношений. Кто-то считает, что американцы виноваты, кто-то говорит о том, что азербайджанцы, и так далее. И может быть, в чем-то они и правы. Но не эта главная причина.


А главная причина в ответственности федеральных и региональных властей – вот главный источник проблем, которые возникают. А с другой стороны, я абсолютно уверен в том, что власти – от президента, Государственной Думы до губернаторов и областных, законодательных органов власти – обязаны обращать на это внимание и жестко все это пресекать, без всякого сомнения. И если это оставить так, как есть, например, в том же самом Петербурге и в некоторых других городах, то это может... польется кровь, будет продолжение разборок, то, что мы видели на Кавказе. Нельзя этого допускать. Поэтому мне кажется, что нужно пресекать это очень жестко, чтобы не позволять «отморозкам», которые только по цвету кожи готовы дать оценку человеку...


Поэтому я тоже по дереву постучу, чтобы у нас в Омске такого не было. И если только какие-то тенденции появляются к этому, то надо на этом уровне разбираться, серьезно анализировать и ставить точку на этой проблеме. А то нам придется принимать еще одну национальную программу по решению межнациональных конфликтов. Нельзя этого допустить, я в этом глубоко уверен. Эта проблема более чем серьезная.



Евгения Назарец: Спасибо, Михаил.


Мы с Михаилом Мошкариным сейчас поговорили о том, как власть должна реагировать на проявления национализма. Олег Владимирович, давайте спустимся на уровень вуза, что вам ближе. Как, на ваш взгляд, руководство вузов, в частности Горного университета, либо какого-то другого, должно реагировать на то, что студенты... например, стало известно, что кто-то из студентов даже не в учебное время, а просто гулял с кем-то, и вот кого-то избил, например, по национальным мотивам. Может ли это стать поводом, и должно ли это становиться поводом для исключения из вуза, например?



Олег Ошкордин: Безусловно. Невозможно соглашаться с такими вещами, которые, так сказать, калечат нашу жизнь, калечат само представление о человеке. То есть мы не можем терпеть такие вещи. Но дело не в этом. Понимаете, когда приходится карать, то это уже ошибка руководства, что оно допустило до аварии, до такого инцидента. В этом уже вина руководства.


Вот я не люблю, не переношу слово «толерантность».



Евгения Назарец: Есть русское слово «терпимость».



Олег Ошкордин: Не люблю эти слова – «терпимость», «толерантность». Я считаю, что оснований для такой постановки вопроса не должно быть в нормальном, цивилизованном обществе. Люди должны любить друг друга, и для этого есть множество оснований. Вот Свердловск еще 40 лет назад был просто морем бараков, где жили татары, немцы и так далее. И где жили дети с родителями, и жили в ужасных условиях. Красивые девочки, красивые мальчики, которые влюблялись друг в друга, не обращая внимания на этнокультурную принадлежность. Вот любовь, красота каждого этноса – это, действительно, Божий дар. Потому что были бы люди все одинаковыми, было бы не то. И вот в нормальной среде, не подверженной каким-то извращениям, никакой толерантности не надо. Достаточно любить друг друга.



Евгения Назарец: И делом еще заниматься, как многие говорят.



Олег Ошкордин: Безусловно. Потому что, вообще говоря, уральский этнос – это этнос трудяг. Люди созидали Россию, не разбираясь, кто ты – якут, азербайджанец или еврей.



Евгения Назарец: Ну, сейчас еще во многих регионах и говорят о том, что Свердловская область тоже может быть подвергнута вот этому негативному влиянию. Негативное отношение к иноверцам, к людям другой национальности спровоцировано большим количеством трудовых мигрантов, которые, как считается, отнимают работу у местного населения. Как вы полагаете, может ли Свердловскую область, относительно спокойный регион в смысле национально-культурных взаимоотношений, вот это задеть? Может ли здесь обостриться обстановка?



Олег Ошкордин: Конечно, это фактор, осложняющий обстановку. Потому что хотя сами мигранты полезны или необходимы, но на уровне обывателей их полезность и необходимость может просто не осознаваться.



Евгения Назарец: Что ж, нам пора заканчивать сегодняшнюю беседу. И я хотела бы спросить вас только об одном. Вот ближайшие планы Центра, который вы возглавляете, как я знаю, на общественных началах?



Олег Ошкордин: Ближайшие планы у нас... Вообще говоря, планов много. Мы сейчас согласовали с властями Армении программу сотрудничества Горного университета по разным направлениям – по образовательным, по производственным, по научным – с Армянской Республикой. Там огромный объем работы. Готовим телемост с Иерусалимом. Ну и масса других культурных мероприятий.



Евгения Назарец: Ну да, в более отдаленное будущее мы пока не будем заглядывать.


Спасибо всем за участие в программе.


XS
SM
MD
LG