Ссылки для упрощенного доступа

«Националистов в милиции не меньше, чем в обществе»


Более половины россиян поддерживают лозунг «Россия для русских»
Более половины россиян поддерживают лозунг «Россия для русских»

Убийство московского студента Вагана Абрамянца на станции метро «Пушкинская» стало поводом для дискуссии, участники которой пытаются ответить на вопросы: попал бы этот случай в новостные ленты, если бы убитый был русским; действительно ли высок в России уровень ксенофобии и экстремизма? На эту тему корреспондент Радио Свобода побеседовала с директором центра этнологии и региональных исследований РАН Владимиром Мукамелем.


- Некоторые российские СМИ полагают, что проблемы ксенофобии и экстремизма искусственно раздувают. В частности, убийство армянского юноши в московском метро многие склонны расценивать не как проявление экстремизма, а как обычное бытовое преступление.


- Имеет право на существование любая точка зрения, в том числе и эта. Есть определенный кумулятивный эффект, когда одно средство массовой информации выхватывает информационный повод, а другие подхватывают. Но эта точка зрения очень уязвима. Потому что проблема экстремизма - это проблема нашей безопасности, общей безопасности. В тех случаях, когда происходит убийство русских, татар, представителей любых национальностей, это наша общая проблема. Но, когда убийства происходят исключительно по поводу не того цвета волос, не того цвета кожи, не той формы носа, это свидетельствует об излишней толерантности общества к преступникам, к преступлениям, которые не могут быть никак оправданы. Внимания к такого рода преступлениям никогда не может быть слишком много. Убийства на почве ксенофобии начинаются с цыган, охватывают коммунистов, евреев, славян и так далее. Это мы проходили.


- Как специалист по изучению ксенофобии и экстремизма, вы наверняка пытались выяснить, как с этими явлениями борются в других странах.


- На мой взгляд, успех в борьбе с ксенофобией предопределен состоянием общества, настроениями в обществе. К сожалению, наше общество заражено ксенофобиями. Все социологические опросы показывают, что уровень нетолерантности в российском обществе чрезмерно высок. До тех пор, пока в обществе будут такие настроения, когда более половины россиян поддерживают лозунг «Россия для русских», когда более половины россиян полагают, что надо запрещать приезд на территорию их города, района выходцев с Кавказа или из Средней Азии, до тех пор, пока общество будет снисходительно к такого рода преступлениям, никакого эффекта не будет. Это первое. И второе. Должна быть очень четко обозначена позиция властей. Власти должны хотя бы обозначить вектор усилий.


- В последнее время вроде бы все чаще и чаще прокуратура возбуждает уголовные дела по статььям «Национальная неприязнь», «Национальная рознь», а президент Российской Федерации не раз делал громкие заявления о том, что экстремизму и ксенофобии не место в России.


- На мой взгляд, надо разграничивать слова и дела. Слова - это хорошо, но важнее дела. Мы знаем, что у нас ежегодно по 282-й статье Уголовного кодекса возбуждается несколько десятков дел, из которых большая часть разваливается в судах. Прокуратура очень неохотно возбуждает дела по этой статье. И, к сожалению, она практически не работает. Так вот, когда у нас будут не только хорошие законы, но и эффективное правоприменение, тогда, может быть, и удастся сбить волну ксенофобии.


- Каков уровень ксенофобии среди сотрудников российских правоохранительных органов?


- Исследования показывают, что уровень ксенофобии среди работников милиции, прокуратуры, следственных органов не меньше, чем в обществе, и даже больше. Проблема в том, что наша милиция - это срез российского общества. И было бы удивительно, если бы у нас было одно общество и другие правоохранительные органы. К сожалению, эта проблема особенно остро стоит на уровне низового, рядового состава милиции.
XS
SM
MD
LG