Ссылки для упрощенного доступа

Экологи Петербурга обеспокоены экологической ситуцией в Невской губе


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Марк Крутов: В Петербурге ученые-экологи все больше обеспокоены экологической ситуацией в восточной части Финского залива, в Невской губе и у берегов Васильевского острова. По их мнению, причина - намыв территории для Морского фасада, потребовавший масштабных дноуглубительных работ. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Невскую губу называют "легкими Петербурга". Уже в 2006 году, с началом строительства "Морского фасада" города на Васильевском острове состояние этих легких резко ухудшилось. Дноуглубительные работы вплоть до устья Смоленки, где предполагается ковш для пассажирских лайнеров, привели к сильному загрязнению воды, поднятию со дня огромного количества мусора, к увеличению в воде содержания тяжелых металлов, нефтепродуктов и фенолов, к заилению берега. Экологи считают, что при проектировании не были учтены последствия работы нескольких мощных землесосов. Западный скоростной диаметр и Морской фасад принесут городу вред, считает директор Ладожской орнитологической станции Биологического института биолого-почвенного факультета Петербургского государственного университета Георгий Носков.

Георгий Носков: Это же огромные площади уничтожены в зоне мелководий, где Нева выносила всю органику, где и шла основная переработка всего этого.

Татьяна Вольтская: И теперь куда эта органика пойдет?

Георгий Носков: Она в ямах. Она лежит и отравляет воду в тех местах, где на месте отмелей выкапывали грунт и образовывались ямы от 11 до 18 метров глубиной. В это-то вся и проблема, что эти площади занимали многие квадратные километры. Половина площади Невской губы - это зона переработки была, зона мелководий, где аэрация отличная за счет волнения, где прогреваемость, то есть высокие температуры, и где течение, где все это выносилось.

Татьяна Вольтская: Теперь природные очистные сооружения уничтожены, для их восстановления потребуется много лет. Вообще-то на основе длительного международного опыта проведения прибрежных дноуглубительных работ установлен критерий потери грунта - 5 процентов от объема выемки. Если он превышен, все работы должны быть немедленно изменены или остановлены. Спутниковый мониторинг показал, что при работах по возведению Морского фасада потери грунта составили, по крайней мере, на порядок больше.
Общественная организация "Защитим остров Васильевский" возникла в связи с проектами Западного скоростного диаметра и Морского фасада, от ее имени не раз посылались запросы во многие инстанции. Говорит представительница организации Татьяна Шарагина.

Татьяна Шарагина: Мы ни разу не получили ответа. По поводу Морского фасада там написано - все экологические экспертизы были произведены и получили положительную оценку. Когда мы просили представить нам, мы ничего не получили.

Татьяна Вольтская: Беда еще и в том, что даже при проведении экологической экспертизы рассматривается действие на окружающую среду какого-то одного проекта, а на самом деле в Невской губе и на востоке Финского залива их осуществляется сразу несколько. Жители Ораниенбаума обеспокоены проектом строительства порта Бронка, который тоже не сулит ничего хорошего ни им, ни Невской губе. Говорит председатель общественной организации "Город Ораниенбаум" Владимир Журавлев.

Владимир Журавлев: Когда был Генплан, фирма "Несте", вот у них маленький кусочек там был. Потом вдруг на этих картах показывают уже километр. Весь Ольгин канал. Вот уже изображается порт - 350 гектаров только намывной территории. Получается так, что мы, что ни подавали, у меня даже ответы есть из КГА, там по 20 пунктам все наши предложения с такими формулировками - "отклонено, как не соответствующий Генплану", или просто "отклонено". Идут такие планы - тут рекреационная зона, тут даже дворцово-парковая зона. Уже парки выходят по Меньшиковскому каналу.

Татьяна Вольтская: Ради порта Бронка этот 300-летний Меньшиковский канал придется почти весь засыпать, пострадают и дубы, посаженные еще Петром I, и даже дворцы, не говоря уже о дикой природе, о промысловых рабах, которые здесь нерестятся, и о 70 процентах всех перелетных птиц Европы, отдыхающих на здешних болотах. Здесь нужен международный контроль, говорит Георгий Носков.

Георгий Носков: Мы предложили эту систему охраняемых отдельных территорий объединить под названием "Невская губа – водно-болотные угодья международного значения". При ЮНЕСКО есть такая категория. И Россия подписала Рамсарскую конференцию, то есть она участник этой конференции. И вот после того, если удастся Невской губе придать статус водно-болотного угодья международного значения, на ней не обязательно должен, но может осуществляться по приглашению международный контроль. Для этого надо в наше министерство аргументировано подать довольно сложную заявку по охраняемым природным территориям, по хозяйственной деятельности, которая там планируется, и найти какой-то разумный компромисс.

Татьяна Вольтская: Экологи уже готовят свою заявку, рассчитывая при этом и на помощь общественности. Если же Невской губе не удастся присвоить статус международного водно-болотного угодья, она может окончательно погибнуть.
XS
SM
MD
LG