Ссылки для упрощенного доступа

Право не жить


Джузеппе Энгларо с портретом дочери Элуаны
Джузеппе Энгларо с портретом дочери Элуаны

В Италии, в частной клинике в Удине скончалась 38-летняя безнадежно больная пациентка Элуаны Энгларо. За четыре дня до этого врачи прекратили подачу пищи и жидкости в её организм, хотя любая форма эвтаназии в Италии запрещена.

Элуана Энгларо получила тяжелейшую черепно-мозговую травму 17 лет назад в результате автокатастрофы. И все эти годы она находилась в состоянии комы. Семья Энгларо, с помощью свидетелей доказавшая в суде, что Элуана до травмы неоднократно говорила о том, что не хотела бы жить, находясь в полной зависимости от окружающих, после десятилетней тяжбы добилась от Верховного суда Италии реализации так называемого права на отказ от лечения.

Любая форма эвтаназии в Италии запрещена. Церковь и правительство выступили против, больную перевезли из государственной в частную клинику, и там последовала трагическая развязка.

Римский журналист Алексей Букалов так описал общественную реакцию в Италии на это событие:

– Дискуссия продолжается и будет продолжаться. Идет обсуждение в парламенте. Только сегодня 164 голосами "за" при 100 "против" верхняя палата национального парламента приняла специальный декрет, который обязывает врачей продолжать подачу питательных смесей и гидратацию - то есть увлажнение организма - для таких пациентов. Они хотели это сделать раньше, в течение предыдущего дня, в понедельник, успеть еще при жизни самой Элуаны, но не успели. Молодая женщина ушла, не дождавшись, пока итальянский парламент примет решение. Я бы никому не посоветовал ждать решения итальянского парламента, даже в такой срочной ситуации.

– Можно ли сказать, что в Италии побеждает точка зрения тех (к этому лагерю, как известно, относятся и Ватикан, и католическая общественность, и правительство), кто считает, что любая форма эвтаназии, даже вот в такой завуалированной форме, недопустима?

– Официально еще нужно это решение оформить соответствующими законодательными актами, но получается именно так. Более того, уже объявлено, что начинается следствие в клинике, где врачи отключили Элуану Энгларо от искусственного жизнеобеспечения. Цель - выяснить, насколько это соответствуют законам и даже с клятве Гиппократа. История разворачивается. Наверное, она уйдет с первых полос газет, где обсуждалась все эти дни. В частных беседах, кстати, многие осуждают отца, который сделал себе такой паблисити, пошел на общественное обсуждение с тем, чтобы привлечь внимание к свой собственной персоне. Так здесь полагают многие.

– У семьи, насколько я понимаю, единое мнение. В этом отличие итальянской истории от истории американки Терри Шиявы, которую несколько лет назад отключали от аппаратов искусственного питания и искусственного дыхания. Муж Терри хотел, чтобы его жена не страдала больше, а родители были против. Насколько я знаю, отец Терри Шиявы писал письмо отцу Элуаны Энгларо.

– Действительно, все члены семьи Элуаны Энгларо были едины. Я сказал "отец" просто потому, что он взял на себя функции публичного менеджера всей этой истории.

– Получается, что не исключено и судебное преследование в том случае, если специальная комиссия выяснит, что согласно букве закона было совершенно правонарушение?

– Я думаю, что будут серьезные претензии к медицинскому персоналу клиники. Берлускони взял на себя функции защиты высокоморальных принципов, даже пошел на конфликт с президентом республики. Это совершенно беспрецедентная вещь. Он себе раньше этого не позволял.

– Чем вызвана столь твердая позиция президента Италии Джорджа Наполитано? Известно, что с ним даже высокопоставленный кардинал из папской курии беседовал, пытался убедить его, что женщина должна жить, сколько бы не длились ее страдания или лечение, но он все-таки не изменил своей точки зрения.

– Джордж Наполитано, прежде всего, как коммунист старой гвардии, человек неверующий. Для него все ссылки на божественное проведение и религиозную сторону этого вопроса - пустой звук. Они для него как бы не имеют юридических оснований. Кроме всего прочего, он просто еще гарант Конституции. Конституция предусматривает разделение, как вы помните, церкви и государства. Он всегда старается блюсти это разделение. В данном случае президент просто указал на несоответствие принятого декрета Конституции. И тут же с ним вступил в конфликт Берлускони.

– С чем Италия выходит из этой истории?

– Я не назвал бы современную Италию консервативным обществом, здесь достаточно сильны демократические традиции, большое внимание уделяется чисто моральным проблемам. Эта история привлекла к себе общественное мнение в силу своей яркости, в силу того, что опять средства массовой информации доказали свое могущество. На самом деле в Италии, по приблизительным подсчетам, около 3 тысяч пациентов находятся в состоянии такой комы. Этот случай нельзя назвать исключительным. Он исключителен только в силу огласки, которую получил.
XS
SM
MD
LG