Ссылки для упрощенного доступа

Есть ли у правительства дополнительные источники финансирования


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.

Александр Гостев: Дефицит госбюджета России в 2009 году может составить не менее 8 процентов общего объема экономики, и, если не сокращать некоторые расходы, на его покрытие уйдет половина Резервного фонда, заявил сегодня помощник президента России Аркадий Дворкович. Есть ли у правительства дополнительные источники финансирования? Об этом говорят эксперты в выпуске «Экономической панорамы», который подготовил Сергей Сенинский.

Сергей Сенинский: Правительство любой страны, столкнувшись с дефицитом бюджета, оказывается перед выбором: либо сокращать расходы, либо искать дополнительные источники финансирования. Если расходы не сокращаются, остаются новые источники. Налоги в условиях финансового кризиса не повышают - скорее, наоборот. Традиционным источником новых поступлений являются выпуски государственных облигаций, которые размещаются на финансовых рынках - внутреннем или внешних. В нынешних условиях, когда западные долговые рынки лишь начинают приоткрываться, сколь эффективным может оказаться такое привлечение средств в тех или иных объемах в самой России? Из Москвы - главный экономист "Альфа-Банка" Наталия Орлова.

Наталия Орлова: Россия находится в ситуации, когда дефицит бюджета, собственно, возник из-за падения налоговых доходов, из-за того, что экономический рост упал. Конечно же, очень тяжело сокращать расходы. При этом Россия, в отличие от многих других стран, располагает государственными сбережениями, поэтому вопрос выхода России на облигационный рынок не стоит активно, потому что сначала нужно потратить те сбережения, которые есть, а потом уже занимать. Поэтому я думаю, что сценарий 2009 года - это сценарий использования средств стабилизационного фонда на покрытие дефицита. И здесь вопрос заключается в том, насколько быстро средства Стабфонда могут быть потрачены.

Сергей Сенинский: Помощник президента России прогнозирует, что - до половины Резервного фонда, который, собственно, для таких случаев и создавался в предыдущие годы. Помимо него есть и Фонд национального благосостояния.

Наталия Орлова: Я, честно говоря, не делаю различий между Фондом национального благосостояния и Резервных фондом, потому что, по большому счету, в сложной экономической ситуации, в которой мы сейчас находимся, понятно, что будут использованы все источники. И все равно имеет смысл исходить из того что есть 200-210 миллиардов долларов в обоих фондах - Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, и если мы говорим про дефицит бюджета на уровне 10 процентов ВВП, то фактически это, собственно, и есть этот объем Стабфонда. Вот такая простая арифметика.

Сергей Сенинский: Главный экономист инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков.

Евгений Гавриленков: Я думаю, что идея выпуска облигаций в нынешнем году не самая лучшая. Если речь идет о внутренних бумагах, то я бы был категорически против такого рода меры. Потому что когда рублей не хватает, будет крайне плохо для рынка в целом, если еще правительство будет занимать с рынка, увеличивать спрос на деньги.

Сергей Сенинский: Но, в принципе, остаются и международные долговые рынки, которые теперь приоткрываются. Например, по данным агентства "Блумберг", с начала года американские компании разместили на них своих облигаций на 180 миллиардов долларов - это на 40 процентов больше, чем за тот же период годом ранее. Пока российские власти занимать за рубежом не намерены, но кто знает, как изменится ситуация к концу года?

Евгений Гавриленков: Точно так же не имеет смысла заимствование на внешних рынках, потому что те проценты, которые мы будем платить, они в нынешних условиях довольно высокие и останутся высокими, думаю, в течение всего года. И это гораздо ниже, чем те проценты, которые мы получаем о размещения наших резервов, в частности, резервного фонда. В принципе, Резервного фонда достаточно для того, чтобы покрывать даже такой дефицит теоретически. И уж если дойдет дт того, что дефицит будет именно таким, каким вы его назвали, я бы все-таки стоял за то, чтобы тратить резервные средства.

Сергей Сенинский: Выступая сегодня в Государственной Думе при своем утверждении в должности, директор департамента операций на финансовых рынках Банка России Сергей Швецов заявил, что из проданных с начала года Центральным банком 40 миллиардов долларов из своих резервов лишь 17 процентов ушли за рубеж, остальные остались в банковской системе. Может ли правительство в какой-то мере рассчитывать на привлечение этих денег? Наталия Орлова...

Наталия Орлова: По поводу ухода и не ухода из страны, безусловно, Швецов имел в виду средства, которые банки в валюте держат на корсчетах в Центральном банке. Но на мой взгляд, это некоторое лукавство, потому что эти средства уже, по сути, Центральному банку не принадлежат. Пока мы говорим о том, что резервы ЦБ сократились, экономика стала более долларизированной, население покупает наличную валюту, банки покупают валюту, держат ее на счетах в Центральном банке. В этом смысле, конечно, возможен вариант, что Россия будет выпускать валютные облигации и привлекать вот эту валютную массу для покрытия своего дефицита. Но еще раз повторюсь, что а) это, наверное, не сценарий 2009 года, потому что пока вопрос стоит о том, что мы можем потратить Стабилизационный фонд, и б) мне кажется, что в конечном итоге правительство в первую очередь будет смотреть на мировые рынки, где процентные ставки, наверное, будут ниже, чем на внутреннем рынке.

Сергей Сенинский: Евгений Гавриленков...

Евгений Гавриленков: Я думаю, что можно рассчитывать абсолютно на все деньги, даже те, которые как бы ушли из страны. Потому что мировая финансовая система единая, как деньги ушли, так они сюда и придут, когда посчитают нужным. И, на мой взгляд, этот период уже наступил. Деньги уходили либо из страны, либо просто переводились из рублей в валюту, пока продолжался процесс девальвации рубля, приведения его к внешним экономическим реалиям, когда спекуляции были единственной разумной линией поведения всех финансистов и, собственно говоря, всей экономики, когда было очевидно, что рубль должен обесцениться. Поэтому деньги начнут возвращаться уже без того, чтобы государство занимало. Видно, что уже сейчас рубль начинает укрепляться против бивалютной корзины. После того, как Центральный банк существенно ограничил объемы выдачи кредитов, я думаю, что в последующие недели мы увидим рост золотовалютных резервов.

Сергей Сенинский: Как заявил помощник президента России Аркадий Дворкович, государство готово потратить в этом году на погашение дефицита бюджета до половины Резервного фонда. По словам Дворковича, "это даст время пересмотреть бюджет на 2010 год".
XS
SM
MD
LG