Ссылки для упрощенного доступа

80 лет Латеранским соглашениям


Ватикан. Богослужение в Базилике Святого Петра
Ватикан. Богослужение в Базилике Святого Петра

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Алексей Букалов.
Андрей Шарый: Сегодня исполняется 80 лет так называемым Латеранским соглашениям – системе договором между итальянским государством и Святым престолом. Соглашения урегулировали взаимные претензии между Италией и Католической церковью, привели к разрешению так называемого "Римского вопроса" и к образованию государства Ватикан. Соглашения в Латеранском Апостольском дворце подписал от имени Папы кардинал Пьетро Гаспари и от имени короля Виктора Эммануила - тогдашний премьер-министр Италии Бенито Муссолини. О Латеранских соглашениях я беседую с римским журналистом, экспертом по истории и современности Ватикана Алексеем Букаловым.

Алексей Букалов: Римский вопрос – это ситуация напряженных отношений между Католической церковью и папским двором и вновь образованным Объединенным Итальянским королевством. Когда в 1870 году войска первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила Второго, бывшего короля Пьемонтского, поддержанного гарибальдийцами, вошли в Рим, они должны были сломить сопротивлением папских гвардейцев, потому что Рим оставался единственной территорией, не присоединенной к уже объединенному Итальянскому королевству и находился под папской властью. Это была так называемая Папская область – Папское государство, которое соответствовало примерно нынешней области Лацио. После того, как в кровопролитных сражениях швейцарские гвардейцы и другие подразделения военизированные папской охраны были сокрушены, войска объединенной Италии вошли в Рим, папы объявили себя затворниками, уединились в консульском дворце, а сам папский дворец Квиринале, где была официальная резиденция папы, стал королевским дворцом.
С тех пор началась вот эта взаимная волна претензий, которая в общем и целом в историографии называется "Римский вопрос", решить который хотели в качестве посредников многие иностранные лидеры и политики. Но, в конце концов, точку в этом вопросе поставил именно Бенито Муссолини.

Андрей Шарый: Эти договоры были подписаны во время торжества власти фашистов в Италии. Это как-то сказалось на условиях договора или речь идет просто о таком юридическом документе, который разграничивает как-то владения двух в данном случае государственных образований – Ватикана и Итальянского государства?

Алексей Букалов: Речь идет именно о юридическом таком оформлении нового правового статуса. Больше того, там была еще большая финансовая конвенция в рамках этих Латеранских соглашений, которая предусматривала выплату компенсации Папскому престолу за потерянное имущество, за конфискованные земли. Эта компенсация была довольно крупной для того времени и означала такой примиренческий жест со стороны Итальянского государства. И главное, что это открывало Ватикану возможности для выхода на международную арену, закрепляло за ним все параметры суверенитета, суверенного государства: поддержание дипломатических отношений, проведение международной политики. Таким образом, Ватикан восстанавливал свое международное влияние.

Андрей Шарый: Одним из крупнейших градостроительных проектов Муссолини стала прокладка великолепного проспекта Согласия, из-за существования которого открывается прекрасный вид сейчас на фронтон собора Святого Петра в Ватикане. Он это как бы сделал из озорства, не спрашивая Папу Римского? Или это тоже было частью Латеранских соглашений?

Алексей Букалов: Муссолини, как и все диктаторы, считал себя великим архитектором и не стеснялся в таких градостроительных проектах. Он, для того чтобы отметить выдающийся характер этого события, назвал эту улицу… ее еще можно перевести как улица Примирения, проложил проспект через самый густонаселенный и очень оживленный, я бы даже сказал, живописный район, прилегавший к Ватикану, прямо проложив его замка Святого ангела к упомянутому вами собору Святого Петра, засадив этот широкий проспект фонарями в виде таких свечек церковных. Это было действительно такое озорство диктатора, но он таких проспектов проложил немало в Риме.

Андрей Шарый: Можно ли сказать, что Латеранские соглашения – это документ, который выдержал испытание временем, и сейчас, согласно этой юридической базе, нет разногласий в отношениях между Ватиканом и Италией? Я знаю, что в 70-е годы там пересмотрели одно положение – о том, что католицизм до той поры был государственной религией Италии, сейчас это не так. Кроме этого, что-то менялось?

Алексей Букалов: В 70-х годах были дополнительные так называемые соглашения заключены, которые уже конкретно какие-то вещи уточняли, закрепляли. Но он служит прочной основой двусторонних отношений, о чем и было заявлено накануне юбилея с обеих сторон. Конечно, проблемы остаются, остаются обвинения во вмешательстве, обращенные к церкви, во вмешательстве во внутренние дела Италии. Но как юридическая основа существования вот этого уникального государства, которое является единственной в мире теократической монархией, она это испытание временем выдержала.

Андрей Шарый: Как-то торжественно в Ватикане сегодня отмечают 80-летие договора?

Алексей Букалов: Как ни странно, сегодня именно не отмечают, но завтра открывается большая юбилейная выставка в колоннаде Бернини, документальная, где даже выставлен один из папских автомобилей, телефон старинный, очень живописный, и многие документы подлинные. 12-го числа начнется международный симпозиум с участием разных интересных знатоков и экспертов. И все это завершится большим концертом, на котором будет присутствовать сам понтифик.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG