Ссылки для упрощенного доступа

Финансовый кризис и московские цены на недвижимость


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.

Михаил Саленков: Финансовый кризис и московские цены на недвижимость - такова тема городского репортажа сегодня. Прогнозы на удешевление столичного жилья не сбываются, московские жители нацеливаются на покупку жилья за рубежом. Как реагируют на это столичные власти - об этом расскажет Ольга Вахоничева.

Ольга Вахоничева: Прогнозы экспертов о том, что кризис основательно ударит по рынку недвижимости, в том числе в Москве, подтвердились частично. Действительно, цены на жилье упали, однако их прежняя планка была настолько завышена, что снижение цены за квадратный метр столичной жилплощади никак не отразилось на покупательском спросе. С чем это связано - поясняет генеральный директор московского агентства недвижимости "Доки " Валерий Барнинец.

Валерий Барнинец: Во-первых, с тем, что нет свободных денежных средств, ипотека сейчас практически не работает, а если и работает, то дают не самые большие суммы под достаточно высокие проценты. Условно говоря, чтобы купить более хорошую квартиру, допустим, в бизнес-классе, вы сейчас не получите ту сумму, которая вам необходима. Связано это с тем, что первоначальный взнос нужно оплачивать достаточно большой. Та сумма, которую банки готовы выдавать в качестве ипотечного кредита, размер этого кредита, он снижен. Денег хватает только на то, чтобы приобретать наиболее дешевое жилье. Вот в дешевом сегменте сейчас спрос, скажем так, немножечко оживает, конечно. Те цены, которые сложились на рынке недвижимости, они неадекватны и несправедливы. Мы посчитали, что справедливой ценой за квадратный метр на сегодняшний день в Москве, если взять эконом-класс, будет являться порядка 2 тысяч долларов квадратный метр. Вот это справедливая цена.

Ольга Вахоничева: Для сравнения: сегодня цена за квадратный метр в квартирах эконом-класса стоит порядка 4-4,5 тысяч долларов. Неудивительно, что москвичи предпочитают покупать недвижимость за границей, где она в несколько раз дешевле. Да и иностранцы потеряли интерес к столичным квартирам, утверждает Валерий Барнинец.

Валерий Барнинец: В основном иностранцы, если мы понимаем иностранцев с точки зрения дальнего зарубежья, даже можно взять и ближнее зарубежье, приобретали квартиры не столько с инвестиционной целью, сколько для проживания. То есть была достаточно большая миграция на рынке труда, сюда приезжали специалисты, устраивались здесь на работу. Платили, как правило, этим специалистам достаточно хорошую заработную плату, компенсировали затраты на приобретение либо на аренду жилья. И действительно, иностранцы имели возможность приобретать в Москве хорошее жилье, хорошие квартиры. Вот сейчас в связи с тем, что рынок труда абсолютно изменился, столь дорогие сотрудники компаниям практически не нужны, спрос на такое жилье со стороны иностранных покупателей снизился существенно. Что касается москвичей либо жителей России, которые хотели бы прибрести квартиру за рубежом, сейчас этот рынок наиболее оживился и со стороны покупателей он активен, связано с тем, что у нас идет девальвация, соответственно, есть возможность за рубежом вложить сейчас деньги, а цены на зарубежную недвижимость во многих странах достаточно сильно просели. То есть на сегодняшний день уже есть смысл начинать вкладываться. И плюс еще некая такая диверсификация рисков, то есть люди просто вывозят деньги за границу.

Ольга Вахоничева: Власти, не имея возможности контролировать цены на рынке недвижимости и уж тем более влиять на последствия кризиса, видят решение проблемы жителей мегаполиса в обновлении целевой программы по переселению трудовых ресурсов. Проще говоря, они предлагают, к примеру, москвичам, оставшимся без работы, переселяться в другие регионы. Обещают приличные подъемные, оплату проезда до нового места жительства и небольшую финансовую помощь до тех пор, пока человек не устроится на работу. Вот что по этому поводу говорит старший эксперт Института региональной политики Алексей Титков.

Алексей Титков: Человека, в принципе, можно уговорить переехать в другой регион, даже отдаленный, но при одном единственном условии: если условия жизни и условия работы на новом месте, прежде всего условия работы, не будут существенно хуже, чем предыдущая занятость человека, к которой он привык. Здесь как бы достаточно очевидный факт, что работник с высоким уровнем образования и квалификации, условно говоря, переедет только в случае, если он будет пойман на месте преступления, осужден и в законном порядке увезен. Добровольно это вряд ли произойдет. Все программы переселения вообще из крупных городов возможны только в очень ограниченных масштабах. Москва с Московской областью - это, в общем-то, огромный экономический организм, который даже в нынешних условиях кризиса все равно предлагает очень большие возможности.

Ольга Вахоничева: Таково мнение старшего эксперта Института региональной политики Алексей Титкова.
XS
SM
MD
LG