Ссылки для упрощенного доступа

Эксперт РС об американо-иранских отношениях


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие международный обозреватель Радио Свобода Ирина Лагунина.
Андрей Шарый: Рядом со мной в студии моя коллега, международный обозреватель Радио Свобода Ирина Лагунина. Ирина, с логикой американского нового подхода к ситуации в Иране легче разобраться - новая администрация, новый стиль. Что заставило иранских руководителей так неожиданно охотно пойти на возможность контакта?

Ирина Лагунина: Я бы не стала говорить, что неожиданно охотно, потому что, с одной стороны, из Ирана слышатся какие-то примирительные заявления со стороны Ахмадинежада и министра иностранных дел, с другой стороны, пока не высказалось духовенство еще, хотя говорят, что Ахмадинежад не может ничего сделать без одобрения аятолл, но все-таки иногда позиции разнятся. Также не было заявления пока руководства Революционной гвардии Ирана, так что это только отдельное пока заявление. С другой стороны, когда в инаугурационной речи - что "Америка протягивает руку, если вы разожмете кулак", так вот, кулак пока до конца не разжат, конечно. Тем не менее явно какие-то изменения есть и есть примирительная тональность. Мне кажется, что за этим стоят две причины основные. Во-первых, экономическая причина, а во-вторых, общественное мнение.

Андрей Шарый: То есть вы хотите сказать, что есть какие-то внутриполитические факторы, внутренней жизни Ирана, которые заставляют власти этой страны чуть более открыться миру, идти чуть более охотно на контакт?

Ирина Лагунина: Эти факторы очень просты. 14% безработица, и она стремительно растет. 25% населения практически за чертой бедности, это по официальной статистике. Доходы от нефти и газа в этом году для Ирана будут на 2/3 ниже. С экономическим кризисом в стране нынешнее руководство справиться явно не сможет, и оно опасается народного недовольства, естественно. Вместе с тем как-то развивать нефтяную и газовую отрасль без западных инвестиций, которые фактически сейчас отсутствуют, очень сложно. Поэтому стране надо открыться. Неполитические или социальные причины состоят в том, что 70% населения Ирана - молодежь. Опросы последние показывают, что риторика Ахмадинежада не действует. Ахмадинежад всегда говорил, что - мы готовы к переговорам, если Америка принесет извинения за свою предыдущую политику, ну, преимущественно за поддержку Ирака в ирано-иракской войне 1980 и 1988 года и за случайно сбитый аэробус иранский в 1988 году, погибли 290 человек тогда. Последние опросы показывают, что 3/4 населения Ирана не требуют от Америки извинения за эти действия. Наоборот, они хотят расширения отношений с Америкой, они хотят установления нормальных отношений. Вот этот фактор Ахмадинежад не может не учитывать. Вообще, это очень любопытно, потому что в Иране огромное количество теорий заговоров, что Америка хочет сместить власть в Иране, что Америка окружает их врагами и так далее, и тому подобное, а с другой стороны, на протяжении последних пяти лет все опросы показывают, что исключительно благожелательно, доброжелательно население относится к Америке.

Андрей Шарый: Насколько велики практические возможности того, чтобы эти две страны как-то сблизились? 30 лет не было вообще прямых контактов. Понятно, что если вдруг в ближайшее время будет организована какая-нибудь первая встреча, она будет ритуальной, скорее всего, как встреча Горбачева и Рейгана в 1988 году или в 1986 в Рейкьявике.

Ирина Лагунина: Да я думаю, что даже вот этот уровень - Горбачев-Рейган, до этого уровня не дойдет. Я думаю, что начало будет положено - какие-то тонкие, очень спокойные и очень незначительные диалоги в каких-то областях, как, собственно, Обама в понедельник и сказал: пока мы изучаем области, в которых можно как-то наладить диалог.

Андрей Шарый: Вот в этой связи можно увязать то, о чем мы с вами говорим, с кажущимся смещением акцентов относительно элементов американской противоракетной обороны в Польше и Чехии. Как известно эти анти-ракеты (условно назовем) и радар должны были строиться для перехвата иранских как раз ракет. Можно ли сказать, что речь идет о том, что США уже смещают свою позицию для того, чтобы улучшить отношения с Ираном?

Ирина Лагунина: Американская система ПРО не раздражала Иран. Это не вопрос торговли с Ираном.

Андрей Шарый: Это вопрос торговли с Россией.

Ирина Лагунина: Именно так. Иран просто не интересует эта проблема, это проблема европейская, проблема российская. Иран же интересует прежде всего то, чтобы Америка не относилась к нему с помощью кнута и пряника. По-английски это кнут и морковка. Иранское руководство заявляло, что, "извините, политика кнута и морковки применима к ослу, но не к стране". Вот в этом Иран действительно заинтересован.

XS
SM
MD
LG