Ссылки для упрощенного доступа

Рассказ о белорусском движении «За свободу»


Ирина Лагунина: Президент Белоруссии Александр Лукашенко выступил с неожиданным заявлением, что он пытается выстроить отношения с Европейским Союзом и с Соединенными Штатами, и что Россия в этом заинтересована. Насколько верной окажется вторая часть этого заявления, покажет время. А вот первая часть его явно отражает попытки белорусского лидера начать новый курс «и нашим, и вашим». Европа тоже высказывает определенный интерес к этим отношениям, хотя подчеркивает, что для начала надо все-таки поправить ситуацию с правами человека в стране. Об этой стороне проблемы – Людмила Алексеева.

Людмила Алексеева: Мой сегодняшний собеседник Андрей Александров, член совета Белорусской ассоциации журналистов. Расскажите, Андрей, о своей работе.

Андрей Александров: Мы существуем с 1995 года, и одна из немногих организаций в Белоруссии, которая имеет возможность работать легально.

Людмила Алексеева: В чем это выражается?

Андрей Александров: Мы имеем официальный статус, мы официально зарегистрированы, этим похвастаться могут не все гражданские инициативы, которые возникают в Белоруссии. Проблемы с регистрацией неправительственных организаций, с их деятельностью до сих пор остаются в нашей стране.

Людмила Алексеева: По-моему, по белорусским законам незарегистрированные организации вообще не имеют права на существование.

Андрей Александров: Мало того, что по белорусскому законодательству незарегистрированные организации не имеют права на существование, существует ответственность, вплоть до уголовной, за деятельность от имени незарегистрированных организаций. И даже были случаи, когда люди отбывали сроки за нарушение этих статей уголовного кодекса, либо были наказаны другим образом.

Людмила Алексеева: А вы можете выступать открыто?

Андрей Александров: Абсолютно официально действуем с центральным офисом в Минске и даже с официально зарегистрированными несколькими официальными представительствами в регионах Белоруссии. Главная цель деятельности нашей организации – это борьба за свободу слова в нашей стране, за свободную прессу, за то, чтобы белорусское общество получало правдивую информацию. Мы ведем постоянный мониторинг ситуации со свободой слова и свободой СМИ и Белоруссии, а также мониторинг нарушений в этой сфере. По итогам мониторинга мы издаем свои документы, которые рассылаются и которые учитываются и белорусскими властями, и международными организациями.

Людмила Алексеева: Даже белорусскими властями учитывается? В какой мере?

Андрей Александров: Им приходится прислушиваться к нашему мнению. Мы очень рады последним изменениям в нашей стране. Они связаны напрямую с диалогом, который белорусские власти пытаются вести с Европейским союзом в первую очередь, с другими европейскими организациями, институциями. Беларусь до сих пор очень сильно зависима от России, вынуждена каким-то образом диверсифицировать и свои геополитические направления, и экономические. Экономика является основным мотивом действия властей. Но в любом случае появляется шанс полноценного возвращения Белоруссии в семью европейских народов и в том числе какой-то институализации этого возвращения, то есть мы можем говорить о каких-то перспективах вступления Белоруссии в Совет Европы. Потому что лично я и многие мои коллеги считают просто непонятной ситуацию, при которой Беларусь остается единственной европейской страной не членом Совета Европы.
То, что нам удается делать, то, что мы стараемся делать – это юридическая защита юридическая помощь журналистам и средствам массовой информации. Поскольку, к сожалению, власть в последние годы оказывала очень жесткое давление, накануне президентских выборов 2006 года практически все негосударственные газеты были исключены их подписных каталогов и также с ними были разорваны контракты системой распространения Белсоюзпечать. Сейчас, когда пошли эти небольшие подвижки, две национальные независимые газеты «Народная воля» и «Наша нива» возвращены в эти системы распространения. Однако мы продолжаем заявлять, что такое возвращение не решает проблему экономической дискриминации независимых СМИ и доступа общества к независимой информации в принципе. По-прежнему более десятка белорусских негосударственных газет лишены права распространяться наравне с государственными изданиями. Государство ежегодно дотирует достаточно серьезные средства на поддержку государственных изданий, государственных телеканалов, которые выступают рупором государственной пропаганды. Поскольку в государственных СМИ не находится места иной точке зрения, отличной от генеральной линии президента, правительства, каких-то властных структур.

Людмила Алексеева: Спасает ли белорусскую ассоциацию журналистов статус зарегистрированной организации от давления со стороны властей?

Андрей Александров: Нам удалось сохранить официальный статус во многом благодаря нашему авторитету на международной арене. Как организация мы являемся лауреатом премии имени Андрея Сахарова «За свободу мысли» Европейского парламента, лауреатом премии «Золотое перо свободы» Всемирной ассоциации газет, мы являемся членом Международной федерации журналистов, имеем контакты с европейскими институциями, такими как Европарламент, Совет Европы. И имеем очень весомый, на мой взгляд, авторитет на международной арене. Это не позволило в свое время властям лишить нас официального статуса.
Но плюс сейчас белорусские власти вынуждены идти на диалог с гражданским обществом. Последние 10-15 лет истории нашей страны лишают нас возможности иметь какие-то иллюзии по поводу этого процесса, однако мы не можем молчать о тех позитивных шагах, которые делаются. Долгое время мы говорили о том, что существуют два параллельных диалога или две попытки вести параллельные диалоги белорусских властей с европейскими структурами и белорусского гражданского общества с европейскими структурами. Но совершенно очевидно, что без внутреннего диалога внутри страны настоящее реальное изменение ситуации невозможно.

Людмила Алексеева: Вы имеете в виду диалог с властью?

Андрей Александров: Да, это непростой вопрос. Некоторые люди говорят, что из моральных соображений вести диалог с этим режимом не стоит. Однако, чтобы оказывать наше влияние необходимо вести диалог, и отрадно то, что во власти появляются люди, которые готовы нас слушать. Мы очень надеемся на то, что за их словами последуют реальные действия, и эти действия будут не косметического характера, а реально изменяющие ситуацию в стране. Если белорусские власти сегодня реально хотят улучшить свои отношения с Европой, если они говорят, что Беларусь на самом деле реально намерена стать членом Совета Европы, рассматривать свое партнерство с Европейским союз, мы хотим того же самого и в этом отношении готовы сотрудничать с властью.

Людмила Алексеева: А лично за себя вы не опасаетесь, давая это интервью?

Андрей Александров: Нет, не опасаюсь. У нас и у меня лично, и у представителей нашей организации позиция открытая, мы ее всегда высказываем. У нас нет какого-то мнения на экспорт, мы говорим нашим властям то же самое, что я сейчас говорю вам.

Людмила Алексеева: 8 января в Белоруссии вступил в силу новый закон о средствах массовой информации, очень поспешно принятый прошлым летом белорусским парламентом. И ОБСЕ, и ряд других международных организаций заявляли о том, что закон не демократический, что он ухудшит и без того непростую ситуацию со свободой слова в Белоруссии.

Андрей Александров: Мы будем наблюдать за применением этого закона на практике. Очень надеемся на сотрудничество с белорусскими официальными властями в вопросе регуляции интернет-СМИ. Надеемся, что если и пойдут на создание каких-то регуляторов в этом отношении, то они будут максимально либеральными. Это сфера, которая нам особо дорога сейчас, поскольку это фактически последняя сфера свободного оборота информации в стране. Более того, единственная медиа-сфера, где независимая информация, независимые СМИ выигрывают конкуренцию у государственных. Мы надеемся, что такой ситуация и останется.
Еще большая проблема была: КГБ инициировало судебные дела по признанию ряда материалов экстремистскими, в оборот попали материалы, которые задерживались на белорусско-польской границе в течение достаточно длительного срока. Это диски с записью концертов, книги, это даже хроника нарушений прав человека в Белоруссии за 2004 год, практически материалы подобные, которые можно найти в личной библиотеке половины белорусского населения, то есть половину населения страны можно признавать экстремистами и преследовать далее в соответствии с этим законодательством. Отрадный факт, что данные судебные дела приостановлены, заморожены, и мы выражаем надежду на то, что дальнейшее продвижение, инициации подобных судебных дел не случится.
XS
SM
MD
LG