Ссылки для упрощенного доступа

Власти Крыма пытаются решать конфликты из-за самозахвата земель


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Крыму Валерий Балаян.

Михаил Саленков: Неурегулированность имущественных отношений, связанных с правами на землю, остается, по мнению многих экспертов, самой острой социальной проблемой Крыма. У этой проблемы есть и национальное измерение - речь, как правило, идет о практике самозахватов земельных участков, которая широко используется представителями крымско-татарских организаций. Крымские татары, вернувшиеся в прежние места своего проживания после сталинской депортации, уже не первый год добиваются у местных и киевских властей передачи в собственность земельных участков. Один из самых ярких примеров - конфликт в Симферополе. Из Крыма передает Валерий Балаян.

Валерий Балаян: Осенью 2007 года здесь уже разгорался конфликт, который привел к кровавым столкновениям из-за земли между возмущенными нежеланием властей решать их проблемы крымскими татарами и представителями фирмы-застройщика.
Тогда кровопролитие удалось остановить только твердым обещанием властей в самые сжатые сроки разобраться и вынести решение, которое устроит обе стороны. Прошло больше полутора лет, но конфликт так и остался замороженным. Слово - председателю Меджлиса крымско-татарского народа Мустафе Джемилеву…

Мустафа Джемилев: Меня в Крыму не было, я был в Киеве, собирался в Страсбург на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы. Позвонили из Крыма, сказали, что здесь состоялось заседание силовых структур, детально разработали акцию по разрушению всех строений крымских татар, также резервировали места в больницах, одним словом, готовилось. Там присутствовали прокуратура и милиция, служба безопасности. Кто-то выражал сомнения в целесообразности этого, но в целом было сказано, что есть решение суда, которое надо исполнять, и поэтому они проводили такую готовность.

Валерий Балаян: Я побывал на месте самозахвата на улице Балаклавской. Сейчас это обнесенная колючей проволокой территория в 8 гектаров на самой окраине города. Собственно, это просто пустырь, который раньше принадлежал министерству обороны Украины. На этой территории несколько коммерческих фирм планировали построить то ли коттеджи, то ли многоэтажки. Однако эту землю в 2006 году захватили участники так называемых «полян протеста». Около 80 семей крымских татар начали освоение этого участка - строят жилье и возвели мечеть.
Энвер - один из тех, кто вернулся в Крым в 1991 году из Самаркандской области Узбекистана.

Энвер: Каждому гражданину положена земля. Каждый имеет право хотя бы один раз в своей жизни получить бесплатно. Тем более возвращающийся на свою родину народ. С 1992 года уже не выдавали землю людям, у многих дети подросли, выросли, то есть подрастающее поколение... многие вообще не получали землю.

Валерий Балаян: К нам подошел сосед Энвера Надир, глава семейства, у которого есть пятеро детей, но нет не только своего жилья, но даже постоянной или временной прописки в городе.

Надир: Чтобы какой-то взять участок законным способом... нереально. Это надо лет 10-20 ждать, как люди ждут. Кто-то гектарами рвет землю на южном берегу Крыма, а кто-то не может каких-то несчастных шесть соток получить земли и построить свой дом.

Валерий Балаян: В поселке Новый Крым, который состоит из сложенных из ракушечника домиков разной степени недостроенности, нет ни воды, ни света, ни отопления. Еду готовят прямо на улице - на кострах и в больших казанах.
У одного из костров я обратил внимание на человека явно не татарской внешности. Оказалось, что наряду с татарами в самозахватах участвуют русские и украинцы. Это подтвердил и один из старожилов поселка по имени Эльмар.

Эльмар: И люди славянской национальности также стоят на захватах, то есть которые нуждаются. Конкретно по Балаклавской задним числом выдаются документы. То есть специально власти не идут на решение проблем народа, а наоборот, создают.

Валерий Балаян: Все жители собираются на трапезу за длинными столами прямо у стен действующей мечети, находящейся в самом центре поселка.
Чувствуется, что люди находятся в большом психологическом и нервном напряжении. Каждую ночь здесь ожидают штурма, вооруженной зачистки территории. Обещаниям властей никто не верит. Все хорошо помнят, что произошло после первого столкновения на Балаклавской в начале ноября 2007 года. Говорит Мустафа Джемилев...

Мустафа Джемилев: Ну, тогда не получилось. Через неделю, 6 ноября, это уже сами силовые структуры совершили нападение на соотечественников на Ай-Петри. Потом у нас был разговор с председателем Верховной рады, с Гриценко, он говорил, что попробует предотвратить это. Рано утром, когда я проснулся, меня сразу звонком разбудили и сказали, что там идет разгром. Ай-Петри была оцеплена, никого не пускали, там, всех журналистов. Я поехал. Меня, конечно, не стали останавливать, потому что депутат Верховной рады. Но уже было там все закончено.

Валерий Балаян: Городской глава Симферополя Геннадий Бабенко на сей раз публично открестился от силового решения вопроса по участку земли на улице Балаклавской. По его словам, земельные захваты - это «страшная вещь», но проблему решать необходимо без применения силы. «Возможно, будет найден другой выход: все должно быть миролюбиво. Я буду делать все, чтобы в нашем городе кровь не пролилась», - подчеркнул Бабенко.
Тем не менее, альтернативные варианты, которые предлагают фирмам-застройщикам городские власти, ими категорически не принимаются.
Мустафа Джемилев...

Мустафа Джемилев: Они утверждают, что якобы получили большие кредиты, кредиты у них горят, они должны в срок сделать дома, кому-то что-то продать, заработать. У них заработок пропадает из-за этих проклятых татар.

Валерий Балаян: Заместитель председателя меджлиса Рефат Чубаров уверен, что дата начала военно-милицейской операции «оставалась и остается открытой». Он сообщил, что в поселке «Новый Крым» установлено постоянное «дежурство членов меджлиса».
Не последнюю роль в том, что развитие событий вокруг Балаклавской не пошло по силовому сценарию, сыграло то, что Меджлис крымско-татарского народа обратился к Парламентской ассамблее Совета Европы с просьбой вмешаться в этот конфликт.

Мустафа Джемилев: Чем скорее Украина укрепится, как независимое демократическое государство, тем легче будут решаться проблемы. Я в первую очередь это вижу в реализации программы евро-атлантической интеграции, чтобы меньше было влияния России как в энергетическом, так и в политическом плане, чтобы скорее отсюда ушел Черноморский флот России, тоже это фактор дестабилизации здесь, потому что здесь сепаратистские силы чувствуют себя увереннее. Это очень было видно во время грузино-российской войны, просто ликование такое: ах, мы этим черным показали. Есть основания для оптимизма, но, видимо, займет это значительное время.

Валерий Балаян: Наметились пути решения конфликта по этому самозахвату. В частности, министр обороны Украины Юрий Ехануров дал разрешение начать передачу 8 гектаров земли по улице Балаклавской в городе Симферополе в пользу жителей поселка Новый Крым.
Площадь всех самозахватов в Крыму составляет около 1300 гектаров.
XS
SM
MD
LG