Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Миропольский: Российская цивилизация погибла


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Марина Дубовик: На уходящей неделе в петербургском лектории "Контекст" обсуждалась проблема вхождения России в круг цивилизованных стран. Чаще всего об этом рассуждают историки, политологи. Но на этот раз нам удастся послушать мнение доктора экономических наук, профессора, заведующего кафедрой общей экономической теории Петербургского госуниверситета экономики и финансов Дмитрия Миропольского. С ним встретилась наш корреспондент в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Может ли Россия вступить в круг, в известном смысле для нее заколдованный, цивилизованных стран? У экономиста Дмитрия Миропольского есть на этот счет своя теория, естественно, экономическая.

Дмитрий Миропольский: Любая хозяйственная система делится на два сектора – базовый и пионерный. Базовый сектор, который производит обычные продукты, является источником ресурсов, а пионерный сектор, который производит новый продукт, он не самодостаточен, он требует ресурсов извне. И получается, что в рамках хозяйственной системы идет постоянный переток ресурсов с базового сектора в пионерный. Это противоречит современным рыночным постулатам, в рамках которых каждый должен жить на свои – что заработал, на то и живи. Это не так. Ну, а дальше в структуре мировой экономики формируется мировой пионерный сектор, мировой базовый. Мировой пионерный сектор и есть цивилизация. И если, предположим, базовый сектор скудный, а пионерный сектор масштабный, цивилизация должна получать такое большое количество ресурсов, что на рыночной основе это невозможно сделать. И вот здесь возникает плановый способ создания цивилизации. Что и произошло в Советском Союзе.
Дальше, почему цивилизации гибнут? Они лишают себя ресурсной базы. Вторая причина - более фундаментальная, на мой взгляд, которая обрекает на гибель любую цивилизацию. Цивилизация является цивилизацией потому, что это сообщество людей лучше других производит пионерные продукты данного поколения. И поэтому большинство цивилизаций, которые гибнут в силу этих причин, получают ресурсы от ресурсной периферии, но не могут и не хотят их использовать на освоение новаций нового поколения. Причина гибели российской цивилизации (она погибла, я считаю) в том, что весь наш механизма аккумуляции ресурсов и освоение новаций был хорошо адаптирован к индустриальной эпохе.

Татьяна Вольтская: На каком же этапе мы сейчас?

Дмитрий Миропольский: Если мы и дальше будем скатываться к роли поставщиков круглого леса, нефти и газа, то это точно судьба не цивилизованной страны. Но в то же время у нас еще обломки нашего советского пионерного сектора-то есть. Россия может по-разному себя вести, она может свой рынок понижать, торгуя лесом и нефтью, а может повышать, торгуя, там, машиностроительным оборудование высокой степени точности.

Татьяна Вольтская: И ваши прогнозы – от чего это зависит, от политической системы, от того, что в головах у народа?

Дмитрий Миропольский: В значительной степени это определяется таким своеобразным синдромом жителей страны, которая представляет собой погибшую цивилизацию. С одной стороны, которая частично грезит своим бывшим величием, но, с другой стороны, это такое сообщество довольно деградировавших, дегенерировавших людей, которые не способны к исторической энергии. Не могу точно ответить, сможет ли бывшее советское сообщество эти усилия сегодня предпринять.

Татьяна Вольтская: К тому же, по мнению Дмитрия Миропольского, всякий прогресс в России возможен только усилиями государства. Это противоречие, по мысли ученого, прослеживается веками. Тяга к европейскому уровню приводит к централизации власти и подавлению отдельной личности.
XS
SM
MD
LG