Ссылки для упрощенного доступа

Российские фермеры в условиях экономического кризиса


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Оренбурге Елена Стрельникова.

Михаил Саленков: Во время финансового кризиса оренбургские фермеры стараются попридержать свою продукцию до лучших времен.

Елена Стрельникова: В Оренбургской области первые фермеры появились в 1989 году. За 20 лет их количество с двух человек увеличилось до двух тысяч. Все вместе они обрабатывают более миллиона оренбургских полей. Почти 30 процентов областного зерна - фермерское. При этом они, частники, ежегодно и посевные площади увеличивают и урожайность повышают. Вот, например, красногвардейские фермеры прошлым летом собрали зерна по 19 центнеров с гектара. Результат внушительный для степного Оренбуржья, где в иных колхозах цифра в любой сезон не поднимается выше 7 центнеров. Как же удается такое, спрашиваю у красногвардейца Ивана Панина.

Иван Панин: Трудолюбие фермеров. Миграция населения повлияла в начале 90-х годов и на создание фермерского движения, и вот эти люди, которые приехали, заполнили эту нишу, из Средней Азии. Они умеют торговать, как правило, а наши люди могли работать на земле. Поэтому этот альянс получился. Сейчас у нас в личных подворьях даже страусов начали выращивать, перепелки.

Елена Стрельникова: Правда, экзотическая птица погоды местным фермерам особо не делает. Нерентабельно это.

Иван Панин: Если растениеводство, то в основном - да, оно рентабельно, а животноводство пока еще является убыточным, потому что там долгий процесс, поголовье надо поднимать, особенно маточное, основное стадо. Надо не менее 5-8 лет.

Елена Стрельникова: А вот фермерша Екатерина Рунова из Саракташского района основной упор в своем хозяйстве делает как раз на животноводство. Есть у нее коровы, свиньи, лошади, овцы. Вот только продукцию этой зимой она старается попридержать.

Екатерина Рунова: Мы сейчас вообще ее не реализуем. Невыгодно потому что. Сейчас хотим сами торговать. Хотелось хотя бы по 150, хотя бы. У нас на базаре, на рынке дороже, конечно, вот мы сейчас хотим, пусть на 15-20 рублей дешевле, но чтобы и люди брали, и нам все-таки полегче будет, не зря чтобы выращивали.
С кредитами туго, конечно, а субсидии дают, субсидии на горючее, конечно, тоже мало, копейки.

Елена Стрельникова: Цены на сельхозпродукцию - это головная боль всех крестьян. Ведь за ценой они ведут буквально настоящую охоту круглый год.

Иван Панин: Самое главное для фермера, для производителя - уловить вот этот пик цены. Возьмем, к примеру, подсолнечник этого года, цена сначала была 8,5, потом семь, шесть, доходило до четырех до нового года. В настоящее время опять практически дошла до 11 тысяч и начинает падать. Поэтому в этот момент необходимо именно уловить вот эти цены, чтобы продать, реализовать.

Елена Стрельникова: Очень уж слабые цены, добавляет фермер из Новосергиевского района Евгений Желтков.

Евгений Желтков: Цены на продукцию очень слабые. Солярка летом была 27 рублей, в уборку, в январь месяц она 8 рублей дошла. Подсолнечник упал до 4,5 рублей, это ноябрь месяц. Цены ожидали более нормальные все крестьяне, по 10 рублей, а деваться некуда было, пришлось реализовывать, кто-то кредит брал, перекредитацию, чтобы рассчитаться с какими-то определенными долгами.

Елена Стрельникова: Кстати, доступность кредитования Евгений Желтков считает большим плюсом в современном развитии сельского хозяйства.

Евгений Желтков: Новую технику начали мы приобретать, по лизингу приобрели много техники, а по кредиту три "Вектора" приобрели. То есть более доступно, если есть залог, кредитными средствами можно приобрести так же удобрения, семена, пустить в оборот куда-то, на депозит положить эти деньги. Потом в течение года их можно брать, за горючее рассчитываться в конце года, если краткосрочный кредит.

Елена Стрельникова: И все же банки неохотно дают краткосрочные кредиты крестьянам. Этой весной, ссылаясь на кризис, и вовсе денег не обещают. А впереди посевная. Нужны семена, топливо, удобрения.

Евгений Желтков: Если вернули 12 лет назад и сказали бы, начни все сначала и потом в конце у тебя будет несбыточная мечта, будет все красиво, цветы, все будет улыбаться, я бы никогда не пошел на эту работу. Потому что это очень тяжелый труд, это каторга.

Елена Стрельникова: Пока даже в кризисные времена никто из оренбургских фермеров бросать свое дело не собирается. А значит, есть надежда, что в Оренбургской области удастся и дальше сохранять самые низкие цены на хлеб. Сегодня в среднем килограмм главного продукта в регионе стоит 28 рублей 10 копеек.
XS
SM
MD
LG