Ссылки для упрощенного доступа

Косово отмечает первую годовщину независимости


Герб Косово
Герб Косово

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие журналист Мелазим Коци.

Андрей Шарый: Сегодня Косово отмечает первую годовщину государственной независимости. Это событие по-прежнему вызывает самые разные мнения в политическом мире. Приштину признали США и ключевые страны ЕС, однако не признали ни Россия, ни Китай, ни Индия. Один из предлогов для признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии стал косовский прецедент. Что изменилось в Косове за минувший год? Можно ли считать эту территорию, над которой по-прежнему осуществляется строгий международный контроль, независимой в полном смысле слова? Об этом я беседовал с известным в Приштине журналистом, обозревателем Радио Свобода/Свободная Европа Мелазимом Коци.

Мелазим Коци: За год независимости независимость Косова признали 53 государства. В Министерстве иностранных дел ожидают, что в связи с годовщиной страну признают еще несколько государств. Последней страной, признавшей Косово, стали Мальдивские острова – дней десять назад.

Андрей Шарый: Вы считаете Косово подлинно независимым государством?

Мелазим Коци: В политическом смысле государство постепенно консолидируется, однако Косово ведь не контролирует часть своей территории, я имею в виду населенную сербами северную часть области. Экономическая ситуация в Косове к лучшему не изменилась, очень высока безработица. Многие жители Косова разочарованы этим – от независимости ожидали, конечно, большего. Наступил психологический момент отрезвления. С другой стороны, страна по-прежнему находится на переходном этапе. По-прежнему велика коррупция, не хватает иностранных инвестиций. Проблем непочатый край.

Андрей Шарый: Косово не удалось вступить в ООН, многие другие международные организации. Как в Приштине к этому относятся?

Мелазим Коци: В первую очередь Косово попытается вступить во Всемирный банк и Международный валютный фонд. Это вполне реальные задачи – решение о приеме новых членов в этих организациях принимается не общим голосованием, а с учетом величины паевых взносов стран-участниц. Поскольку самые богатые страны мира – США, Германия, Франция, Италия – Косово признали, то и шансы у Приштины здесь неплохие. Со вступлением в ООН ситуация другая. В Совете Безопасности вето на вступление Косова в ООН наложат Россия и Китай. Остается другой вариант: добиться поддержки двух третей голосов в Генеральной Ассамблее, но тут Косову не хватает еще 60-70 голосов. Ждать придется еще долго.

Андрей Шарый: Если я скажу, что в Косово создано национальное албанское государство, Вы со мной согласитесь?

Мелазим Коци: Нет-нет. Если что-то можно положительного сказать о тенденциях развития Косова – это как раз относится к не вызывающему сомнений в плане искренности намерению нынешних руководителей республики построить многонациональное государство. Сейчас такого государства в Косове не существует. После провозглашения независимости исчезла сербская угроза. Сербы, которые живет на юге области, постепенно усваивают элементы косовской государственности. Проблема – с северными территориями. Я не знаю, станет ли Косово успешным примером многонационального государства, но попытка добиться этого имеет место. Доброй воли одной стороны недостаточно, нужно еще и согласие сербов строить общее государство. Идеального решения здесь не будет, но со временем, мне кажется, успех придет. Несмотря на все проблемы, у сербов и албанцев есть многовековая традиция общей жизни. Нужно время.

Андрей Шарый: Многие эксперты выражают обеспокоенность в связи с тем, что независимость Косова – шаг к объединению c Албанией. Насколько это опасение оправдано?

Мелазим Коци: Вот вам иллюстрация. На последних выборах 15 месяцев назад партия, которая выступала за объединение Косова с Албанией, получила 0,5 процента голосов избирателей. К косоваров свой национальный менталитет и свои характеристики. Проект независимого косовского государства, авторство которого принадлежит Ибрагиму Ругове, начал реализовываться в девяностые годы – и оказался успешным. Правда, если случится так, что северная часть Косова отойдет к Сербии – я говорю о теоретической возможности такого поворота событий – то экстремистские силы в албанском обществе стали бы популярнее. Однако сейчас в Косово считают, что государственная независимость – это оптимальное решение.

Андрей Шарый: У Косова, по Вашему мнению, есть шансы вступить в ЕС или НАТО?

Мелазим Коци: Косово, конечно, стремится в европейские и евроатлантические структуры. Совсем скоро в НАТО вступит Албания – для Косово это положительный импульс. Косово, конечно, по всем параметрам не соответствует стандартам, предъявляемым кандидатам на вступление в НАТО и ЕС, однако я в этом отношении оптимист. Уверен, что весь балканский регион через 5, 10 или 15 лет станет частью объединенной Европы. Балканы не могут больше оставаться черной дырой Европы. Нужно поэтому говорить не об отдельном вступлении Косова или Сербии в ЕС, а о присоединении к Евросоюзу всего балканского сообщества. Да, формальным критериям наш регион не будет соответствовать. И все же мне кажется, что в течение десятилетия этот вопрос будет поставлен в практической плоскости.

XS
SM
MD
LG