Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

От общего руководства - к частностям


Яков Кротов
Яков Кротов
Первые месяцы правления патриарха Кирилла (считать следует с момента его избрания местоблюстителем предыдущего патриарха) достаточно насыщены церковными событиями. Трудность в том, чтобы выделить из них те, за которые отвечает именно патриарх.

В России наибольшее оживление вызвало выступление министра образования на Рождественских чтениях, организуемых РПЦ МП – Андрей Фурсенко впервые заявил, что готовится новый стандарт, по которому с 1 сентября 2009 г. в школах появятся некие уроки, которых добивалась Московская Патриархия.
Фурсенко кроме того обрушился на 1990-е годы, «когда либерализация школьной жизни в качестве побочного эффекта кое-где привела к безответственности как педагогов, так и учеников».
Это – негатив, а вот и позитив: «Теперь образовательная программа школы предусматривает как общие занятия, так и занятия по выбору учащихся, их родителей, школьных советов».
Фраза построена так, что совершенно неясно, будет ли Закон Божий (теперь ему присвоен псевдоним «духовно-нравственное воспитание») только «по выбору» или ещё и «общим», то есть, обязательным. Точнее, ясно, что он будет и «общим». Кроме того, кто наделяется правом «выбирать»? Учащиеся, родители или школьные советы? Это три совершенно различных варианта, из которых нормален лишь первый. Да и то – нормален лишь в условиях западных демократий, а в России, где ученики и родители находятся почти в крепостной зависимости от государственной школы, выбор, даже если его доверят ученику, будет «добровольно-принудительным». Понятно, что сделает школа с учеником, который посмеет «выступать»?
Кроме того, министр доложил Патриарху Кириллу: «Мы готовы расширять возможности защиты кандидатских и докторских диссертаций для выпускников духовных образовательных учреждений по светским научным гуманитарным специальностям».
В ответном выступлении Патриарх Кирилл проехался по адресу «столичных элит», которые мешают введению Закона Божия в школах. Не хочет ли мэр Москвы разделить судьбу четырёх снятых губернаторов?
Аналитики в целом настроены благодушно. Говорят о том, что нет преподавателей, что российское общество секулярное... Преподавателей напекут молниеносно. Преподаватели гуманитарных будут преподавать что угодно, лишь бы не потерять кусок хлеба. Российское общество секулярное? Так оно еще и очень миролюбивое, честное, человечное, свободолюбивое... Какое значение имеют все эти свойства, если у общества нет воли, точнее – если воля общества гармонизирована с волей власти.
В 1970-е годы «российское общество» не верило ни в коммунизм, ни в социализм. Но миллионы людей ходили же на семинары, ленинские уроки, сдавали экзамены. Энтузиазм проявляли единицы, но обряд исповедания коммунизма совершали все. Так будет и теперь с православием. Собственно, примерно так было «до без царя»: веры не было, но повинность религиозную отбывали все. Пока не лопнуло то, что лопнуло.

О реальной деятельности Московской Патриархии надо спросить тех, кто уже от неё пострадал, а не тех, кто пока ещё думает, что именно к нему эта организация отношения не имеет. А пострадали уже многие, начиная с Британских морей. Генеральный прокурор Британии баронесса Скотланд, по оценкам британской прессы «вынесла важное судебное решение в преддверии судебного разбирательства, которое должно состояться на следующей неделе, между двумя враждующими православными 'фракциями' - она приняла сторону Москвы» (Пол Вэллели. Битва за православную церковь в Великобритании. "The Independent", 15 февраля 2009).
Баронесса вынесла решение, которое лишает нормальных английских православных возможности оплачивать услуги адвокатов и судебные издержки. У ненормальных и неанглийских православных – то есть, у патр. Кирилла – деньги есть, они любезно предоставлены Олегом Дерипаской. А Кремль? А Кремль, как всегда, ни при чём – просто дружба предпринимателя и общественной организации. И открытие храмов МП при всех российских посольствах – так, игра природы… Вроде как все российские дипломаты записались в филателисты…
Английская газета так оценила решение баронессы-прокурора: «Правительство Великобритании вовсе не жаждет вызвать раздражение Владимира Путина, недолжным образом рассудив мелкую тяжбу о церковном имуществе». Член парламента Норман Бейкер: «Это противоречит принципам естественного права, что позволяет предположить, что все дело в нежелании портить отношения с Россией».
Это – Лондон, тут спор из-за собора и пяти квартир для духовенства.
В Риме тот же патриарх Кирилл прославился тем, что назначенный им настоятель Никольской церкви на улице Палестро разогнал всех старых прихожан, которые создали приход, когда будущий патриарх еще учился в школе.
«Он, как бульдозер, выполняет, может быть, чье-то повеление выгнать нас всех и все забрать в свои руки, что он успешно и делает. С самого начала он поступает, как полновластный хозяин и Церкви и имущества, ни с кем и ни с чем не считаясь, но при этом забывая, что настоятели могут меняться, а прихожане – хранители всего этого – остаются», - жалуются прихожане, не поняв ещё, что, попав в Московскую Патриархию благодаря зазываниям митрополита Кирилла, они, действительно, «попали» во всех смыслах и, если и останутся, то разве что «на бобах».

Посередине между ОПК и Британскими морями – Суздаль, где арбитражный суд отобрал сразу 13 храмов – то есть, все – у Российской Православной Автономной Церкви. Это единственная не подчиняющаяся МП православная юрисдикция, которая ещё со времён раннего Ельцина сохраняла столько храмов в своём распоряжении. Отобрали под предлогом сугубо хозяйственным, якобы, содержат плохо. Причём тут патриарх Кирилл? А не его ли окружение многократно, не боясь никакого судебного преследования, называло верующих этой непокорной Церкви сектой педофилов? Борьба с островком церковной свободы в Суздале шла ещё со времени прихода Путина на Лубянку, но завершилась только с воцарением патриарха Кирилла.
Есть ещё мелочи – у старообрядцев отбирают храм в Подмосковье, провинциальный архиерей выступил против уроков толерантности… Но это, возможно, и не имеет отношения к патриарху Кириллу. Не может ведь он (кстати, Подмосковье – это единственная действительно каноническая патриаршая территория, помимо собственно Москвы) за всем уследить.
А он и не следит. Он – осуществляет общее руководство. И, судя по перечисленным выше первым съеденным ласточкам – тринадцати храмам в Суздале, по одному в Риме и Лондоне плюс несколько миллионов школьников России – довольно успешно.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG