Ссылки для упрощенного доступа

Рукопожатный президент


Виталий Портников
Виталий Портников
Сегодня, 19 февраля, в белорусскую столицу прибывает с визитом генеральный секретарь Совета Европейского Союза Хавьер Солана. Еще несколько месяцев назад такой приезд выглядел бы чудом, отказом Минска от принципов собственной внешней политики и готовностью следовать в фарватере мирового империализма.

Сегодня официозная "Советская Белоруссия" сетует на слишком плотный график иностранных визитов, занимающих все время чиновников и дипломатов. И немудрено. Ведь перед Хавьером Соланой Минск посещал латвийский премьер Иварс Годманис, обсуждавший со своим белорусским коллегой Сергеем Сидорским вопросы энергетического сотрудничества двух стран. Вроде бы, на первый взгляд, рядовой визит. Но кто ездил в Минск раньше? Муамар Каддафи и Уго Чавес – не считая дорогих российских друзей. Еще недавно даже визит министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского был сенсацией. А прошедшая несколько недель назад встреча президентов Беларуси и Украины в Чернигове – первое такое мероприятие со времени победы Виктора Ющенко на выборах. А ведь и в случае Латвии, и в случае Польши, и в случае Украины речь идет о соседях Беларуси.
Солана собирается встречаться не только с Лукашенко, но и с представителями белорусской оппозиции – и ничего, руководство Беларуси это отнюдь не пугает.


Так что можно констатировать: международная изоляция Минска завершена. Хавьер Солана, кстати, собирается встречаться не только с Лукашенко, но и с представителями белорусской оппозиции – и ничего, руководство Беларуси это отнюдь не пугает. И не только потому, что особой конкуренции для власти слабая и разобщенная белорусская оппозиция не представляет, а еще и потому, что Лукашенко старается продемонстрировать, как его страна демократизируется.

И тут важно найти ответ на вопрос, почему раньше ему все это было до лампочки, а сейчас такой демократический зуд одолел одного из самых опытных политиков постсоветского пространства. А потому, что не было бы счастья – да несчастье помогло. Лукашенко прекрасно понимает, что время, когда мы сидели –а российские денежки все текли и текли – завершается вместе с хваленой путинской стабильностью. И совершенно не хочет, чтобы его режим стал заложником надвигающейся на соседнюю страну экономической катастрофы. Но модель, выстроенная "батькой" в Беларуси, предполагает субсидирование – экономики, населения и элиты.

Для того, чтобы отказаться от этого субсидирования, тоже нужен стартовый капитал. Его Лукашенко намеревается найти не только в России, но и на Западе. К тому же изменение модели может привести к потере власти – и "батька" уже сейчас задумывается о своем будущем. Быть запертым в России и Беларуси (Беларуси это еще вопрос) ему совершенно не хочется. Конечно, гораздо лучше вообще не уходить. Но если уйти – то раскаявшимся реформатором, большим другом Хавьера Соланы…
XS
SM
MD
LG