Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Горбачев:""Единая Россия" напоминает мне КПСС худших времен"


Михаил Горбачев, 1991
Михаил Горбачев, 1991

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие Людмила Телень.

Андрей Шарый: Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев раскритиковал действующую в России партийную систему и назвал "Единую Россию" ухудшенным вариантом КПСС. Михаил Горбачев сделал эти заявления в ходе своей лекции в Международном университете. Он подчеркнул, что Россия никогда не вернется к однопартийности, хотя "нас будут тянуть в эту сторону". С Михаилом Горбачевым беседовала моя коллега Людмила Телень.

Людмила Телень: Михаил Сергеевич, вы не первый раз критикуете российскую партийную систему! Скажите, чем она вас не устраивает?

Михаил Горбачев: Я думаю, что она не отражает вообще состояние нашего общества, его дифференциации, его разнообразные интересы. Уж очень у нас сильное вмешательство административное в процесс формирования партий. Надо создать условия для свободного формирования этих партий.

Людмила Телень: Вы полагаете, их нет?

Михаил Горбачев: Я думаю, что нет. Проверки, бумаги, не сошлось чего-то, завышение численности партий для того, чтобы отклонить. Это наносит вред. Малые партии сами бы поняли всю необходимость, они бы объединились где-то на какой-то основе, что происходит в других странах. Создали "Единую Россию", создали и загнали туда всех губернаторов. Я не знаю даже, есть ли хоть один вне ее или нет.

Людмила Телень: Один - Никита Белых.

Михаил Горбачев: Только хотел сказать - кировский один. Я с ним беседовал. Он говорит: "Я выдвинул это условие, что я не вхожу ни в одну партию". Мы что, боимся демократии? Того, что будут конкурирующие партии? Так это даже хорошо. Мы боимся, тогда нам надо уходить из политики. Потому что настоящая политика с меньшими ошибками, с большей реакций и отражением настроений в обществе - это спасение для демократии.
То, что сделала "Единая Россия" с избирательной системой, пользуясь своим преобладающим положением в Думе, это вообще просто безобразие. Ведь там, по-моему, до 20 изменений внесено, причем очень существенных. Исчезли, например, округа, все переведено на партии. Поскольку сделали все, чтобы партия доминирует, усилили ее еще президентским участием, премьерским, тем самым, закрыли возможность опять же для демократического обсуждения всех этих процессов, которые в Думе проходят и должны решаться. Боятся чего-то. Боятся, что кто-то пройдет. Если так всего бояться, тогда надо сидеть и пить пиво.
Я не скрываю, что говорю публично, хотя есть недовольство на этот счет. Но я говорю, пока у нас будет партийным строительством заниматься Сурков, а не люди, активисты, общественные деятели и так далее... Это их дело, народное дело, дело общества, а у нас Сурков. Он и нотации читает, накачки делает. Что это такое?! У нас ситуация такая, что хуже КПСС.

Людмила Телень: А что с идей вашей партии?

Михаил Горбачев: Мы думаем и будем двигаться от идеи к реальным шагам по созданию партии. Просто необходима такая независимая (я делаю акцент!) независимая демократическая партия.

Людмила Телень: Михаил Сергеевич, видите ли вы параллели между КПСС и "Единой Россией"?

Михаил Горбачев: Да, какая-то аналогия есть. Я поэтому часто и говорю, что напоминает мне КПСС худших времен.

XS
SM
MD
LG