Ссылки для упрощенного доступа

За неделю до региональных выборов ассоциация "Голос" голос открыла счет нарушениям


Программу ведет Евгения Назарец.

Евгения Назарец: 1 марта в России единый день голосования. В 77 субъектах Федерации пройдут выборы регионального и муниципального уровня. За неделю до дня голосования ассоциация некоммерческих организаций в защиту прав избирателей "Голос" выступила с заявлением по результатам собственного наблюдения за ходом избирательной кампании на этапе выдвижения, регистрации и агитации кандидатов. Если "Голос" придерживается политического нейтралитета, то этого нельзя сказать о представителях властей и избирательных комиссий. Об этом в интервью программе "Время Свободы" рассказала исполнительный директор ассоциации "Голос" Лилия Шибанова.

Лилия Шибанова: Мы обращали внимание на характер политической конкуренции, которая возникла в результате регистрации. Мы посмотрели на те партии, которые реально преодолели заградительные барьеры. Если вы видите наше заявления, то это самый низкий уровень политической конкуренции за всю историю российских выборов. Здесь у нас уже участвуют в выборах практически четыре партии и пятая только в трех регионах, это "Патриоты России", имеется в виду законодательные собрания регионов.

Евгения Назарец: Когда речь идет о заградительных барьерах, что в первую очередь стало основным на этих выборах?

Лилия Шибанова: По-прежнему достаточно высокий уровень залога, он сохранился во Владимирской области - там 12,3 миллиона рублей, в Волгоградской - 10,5 миллиона рублей для регистрации списка, в остальных регионах он пониже. Мы обращаем внимание на то, что в течение буквально нескольких последних избирательных кампаний "Голос" просто трубил о том, что такой высокий заградительный барьер залоговый фактически является финансовым цензом или тоже барьером для нормальной работы региональных отделений партии. Но, вы знаете, что сейчас принят новый закон, отменен вообще залог, как институт, и вот это тоже очень опасное явление, потому что следующим барьером, фактически непреодолимым барьером для нежелательных партий является сбор подписей. Потому что регистрация по подписям - это фактически разрешительная регистрация. Зарегистрироваться по подписям партиям, которые нежелательны на этой избирательной кампании, практически невозможно в силу очень незначительного процента возможного брака, а в брак относятся все технические ошибки.
Во-вторых, на этой кампании мы столкнулись просто с беспрецедентными вещами в Санкт-Петербурге, когда мало того, что не принимаются подписи по самым надуманным причинам, еще и идет уже там, при сдаче подписей, фальсификация подписей. Мы пишем о том, что ОГФ сейчас судится в Санкт-Петербурге по поводу того, что в подписи, в уже сданные подписи вносились специально ошибки. Например, дом пятый превращали в дом пятнадцатый. И в результате этого потом подписи забраковывались как подписи, имеющие ошибку в адресе.
Идет полная вакханалия со стороны избирательных комиссий. Настолько в законе четко не прописаны критерии оценки, по которым можно браковать подписи, при этом каждая избирательная комиссия, получая определенное задание не допустить ту или иную партию или того или иного кандидата, использует совершенно любые способы выбраковки подписей. А отмена института залога, как такового, это вообще исключение возможности участия в выборах для нежелательных партий и кандидатов.

Евгения Назарец: В заявлении ассоциации "Голос" обращает на себя внимание специально выделенная даже жирным шрифтом фраза: "Беспартийные граждане лишаются своего конституционного права избираться в региональные органы власти". Давайте поясним, на основании чего ассоциация "Голос" делает такой вывод.

Лилия Шибанова: Сейчас идет тотальная пропорционализация избирательной системы. Мы уже можем выбираться в Государственную Думу только по партийным спискам. Непартийный гражданин может подать заявление в любую из партий и попроситься в список, но это, вы сами понимаете, это только номинально, это фактически мы лишаемся права, как непартийные граждане, избираться в Государственную Думу.
Та же самая пропорционализация движется дальше на уровень региональный и та же пропорционализация спускается на местный уровень, на уровень муниципалитетов, что вообще мы считаем полным нонсенсом, потому что на местном уровне никакие политические вопросы не решаются. На местном уровне решаются крыши, подвалы, налоги, ЖКХ и прочие тарифы, но никак не политические вопросы. И вот здесь, когда на муниципальный уровень мы спускаемся и еще на выборы по партийным спискам, это, в общем-то, уже просто непреодолимый барьер избираться в любой орган власти непартийным гражданам.

Евгения Назарец: Так же ассоциация "Голос" отмечает, что нарастает административное давление на участников выборов со стороны местных властей для того, чтобы, если так можно выразиться, обеспечить неравенство участников выборов.

Лилия Шибанова: Эта тенденция идет, уже начиная с 2005-го, 2006 года, она активно как бы нарастает просто, эта тенденция. Это по существу участие высших должностных лиц в избирательных кампаниях. Высшие должностные лица либо возглавляют лично избирательные списки, партийные избирательные списки и, соответственно, напрямую участвуют в избирательной кампании, либо они ведут активную агитацию, используя общественные ресурсы, то есть не деньги партии, а именно общественные ресурсы: общественное телевидение, машины, помещения административные, административное время рабочее, административных сотрудников для ведения агитации. Поэтому о равенстве кандидатов вообще речь уже не идет.
Поскольку у нас партия власти "Единая Россия" возглавляется чиновниками и, как правило, эти списки возглавляются высшими должностными чиновниками регионов, то, естественно, весь административный ресурс используется на партийную борьбу одной из партий.

Евгения Назарец: Скажите, пожалуйста, непосредственно в сам день голосования, насколько широки будут ваши возможности, как вы предвидите, для того, чтобы производить мониторинг того, насколько будет соблюдаться законодательство в тех регионах, где будут происходить выборы?

Лилия Шибанова: У нас краткосрочные наблюдения в день выборов будут достаточно активно вестись во Владимирской, Челябинской, Волгоградской области, в Томске, в Новосибирске, в Санкт-Петербурге, конечно, в Долгопрудном Московской области, во Внуково Московской области. То есть наши собственные корреспонденты будут на участках. В ряде регионов будет статистическая выборка по участкам. То есть у нас будет достаточно хорошая картина того, что происходит в день выборов.

Евгения Назарец: По опыту прошлых выборов и работы ассоциации "Голос" на них, насколько велико противодействие вашим корреспондентам и вашим экспертам в деле сотрудничества с ассоциацией "Голос"?

Лилия Шибанова: Санкт-Петербург отличился особенно в прошлых выборах, у нас практически каждого десятого корреспондента не допускали на участки. Астрахань была вообще уникальна в этом отношении, у нас всех корреспондентов не допустили на участки на прошлых выборах. Башкортостан отличался тем же, тоже очень трудно было работать. В остальных регионах мы в основном работали нормально.

Евгения Назарец: Есть ли какие-то прогнозы на этот счет на грядущий день голосования 1 марта?

Лилия Шибанова: Трудно сказать. Думаю, что так же трудно будет работать в Санкт-Петербурге. Думаю, что мало, что изменилось, судя по тому давлению, которое оказывается сейчас на всю оппозицию в Санкт-Петербурге. Думаю, что непросто будет нам работать, видимо, в Татарстане, но я очень надеюсь, что в остальных регионах мы сможем нормально работать.
XS
SM
MD
LG