Ссылки для упрощенного доступа

В театре "Школа драматического искусства" будет представлен концерт "Персимфанс"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.

Михаил Саленков: Сегодня в театре "Школа драматического искусства" будет представлен концерт "Персимфанс". Это своеобразная реконструкция музыкальных опытов начала 20 века - оркестра без дирижера и шумового оркестра. С музыкантами встретилась Тамара Ляленкова.

Тамара Ляленкова: Музыкальная лаборатория театра представляет свой первый публичный проект, который, по замыслу исполнителей, может погрузить зрителей в революционную культуру 20-х годов, передать музыкальный, по крайней мере, дух строителей нового мира. Рассказывает один из участников проекта, контрабасист Григорий Кротенко.

Григорий Кротенко: Поскольку была сама идея - сыграть просто что-то большим составом без дирижера, как это было когда-то, в процессе воплощения этой идеи выяснилось много интересных принципов, которые нужно соблюдать, для того чтобы все-таки это получилось. Во взаимном уважении все постарались друг друга слушать, что, на самом деле, практически невероятно.

Тамара Ляленкова: В 20-е годы предполагалось, что музыка Первого симфонического ансамбля без дирижера - "Персимфанса" - станет близка и понятна самым неискушенным слушателям. Современные исполнители добиваются той же цели. Разговор продолжает руководитель музыкальной лаборатории, пианист Петр Айду.

Петр Айду: Еще мы взяли идею посадки кругом. Вообще, когда люди сидят кругом, возникает какая-то совершенно другая ситуация.

Тамара Ляленкова: Беседу продолжает библиотекарь "Персимфанса" Константин Дудаков-Кашура.

Константин Дудаков-Кашура: Да, круг как символ объединения и какой-то даже бесконечности звуковой. Эта музыка как бы рождается сама по себе естественным образом. И вот эта магия музыки, мне кажется, очень характеризует вообще "Персимфнас".

Тамара Ляленкова: Увертюра к опере "Волшебная флейта" для кино, клуба, радио, школы эстрады она чем-то отличается от увертюры... Отвечает Петр Айду.

Петр Айду: Это некое издание, сделанное в 30-м году, тоже в Москве, это целая серия под названием "Оркестротека", в которой, что интересно и что тоже связывает это с ранней музыкой, отсутствует партитура. Поскольку в аннотации сказано было, что эта музыка хорошо подходит для иллюстрации в кино массовых народных сцен праздничного характера, то Илья Черков, литературный редактор нашего театра, сделал киномонтаж, и получился такой Моцарт 30-х годов. Таким образом, само собой это все и складывается, то есть тут есть некая естественность. Я всем просто сказал сразу, что я предлагаю исполнить концерт Мосолова, а вот вы предлагайте что-нибудь еще.

Звучит музыка

Тамара Ляленкова: Прозвучал фрагмент "Первого Концерта" Мосолова, партия фортепиано - Петр Айду. Контрабасист Григорий Кротенко внес в программу концерта не менее редко исполняемое сочинение - балет "Трапеция" Сергея Прокофьева.

Григорий Кротенко: Очень редкая вещь в репертуаре современных театров, очень странная, со странно судьбой - балет "Трапеция". Музыка невероятно интересная. Прокофьев переделал концертную пьесу в квинтет, но, в отличие от концертной пьесы, в балете чуть-чуть больше музыки. И вот, собственно, идея воплотить - моя боль и моя идея, которую я привнес в наш проект. Балет этот в нашем случае поставила Наталья Кайдановская, замечательный хореограф, и в нем, помимо, собственно, танцоров, заняты еще и превосходные цирковые артисты, трюкачи, силачи, акробаты и гимнасты.

Тамара Ляленкова: Рассказывает Константин Дудаков-Кашура.

Константин Дудаков-Кашура: "Трапецию" предупреждает трудовой музыкальный номер на шум-ритм музыку композитора Аврамова. Буквально перед началом второго номера собираются пятеро молодцов, берут в руки ножовки и молотки и на глазах зрителей собирают небольшую эстраду, на которой потом и танцую балерины, акробаты. И при этом музыка молотков и пил четко организована, звучит с таким бодрым духом и переходит, собственно говоря, уже в музицирующий квинтет.

Григорий Кротенко: Швабры изготовлены замечательным контрабасистом Алексеем Воробьевым путем приделывания к швабре струны для контрабаса и скворечника в качестве резонатора.

Константин Дудаков-Кашура: Научное название инструмента - пузефон.

Тамара Ляленкова: Услышать как звучит пузефон и прочие рабочие инструменты в руках современных музыкантов, верных традициям первого симфонического оркестра без дирижера, можно будет сегодня вечером в театре "Школа драматического искусства".
XS
SM
MD
LG