Ссылки для упрощенного доступа

Президент не вмешивался в собственную работу


Экс-президенту Сербии повезло, что трибунал признал его "куклой"
Экс-президенту Сербии повезло, что трибунал признал его "куклой"
Судейская коллегия Международного гаагского трибунала по наказанию военных преступников в бывшей Югославии 26 февраля оправдала экс-президента Сербии Милана Милутиновича.

Его и еще пятерых бывших сербских официальных представителей обвиняли в военных преступлениях и преступлениях против человечности в период конфликта в Косово в 1990-е годы и в начале 2000-х, когда Милутинович занимал пост республиканского руководителя. Другие подсудимые, чью вину признал трибунал, это высокопоставленные генералы, политики, руководители спецслужб.

Бывший премьер-министр Сербии Никола Шаинович, начальники генерального штаба армии союзной республики Югославия Драголюб Ойданич и Небойша Павкович, командир Приштинского корпуса Владимир Лазаревич и генерал полиции Сретен Лукич получили от 15 до 22 лет тюрьмы.

Их обвиняли в том, что они командовали операцией по насильственной депортации 800 тысяч и убийстве сотен мирных жителей Косова в 1999 году, когда там начался вооруженный конфликт. Одним из следствий конфликта стало военное вмешательство сил НАТО в Югославию. Десятилетие этого события будет отмечаться буквально через несколько недель.

Само дело оказалось самым большим в практике трибунала по количеству свидетелей и по количеству судебного материала, который был представлен в ходе слушаний.

Политическую роль президента в Сербии Слободана Милошевича суд посчитал не столь значительной, как остальных обвиняемых. Он оставался номинальным лидером, а реальная власть находилась в руках президента Югославии.

Корреспондент Радио Свобода в Белграде Айя Куге рассказывает, что когда Милан Милутинович, вступил на пост президента Сербии в 1998 году, по конституции он не имел больших полномочий:

- Он был президентом, который, как говорили в те времена, в государственные дела, то есть в собственную работу, не вмешивался. Именно поэтому он в 1998 году и стал президентом Сербии. Просто Слободану Милошевичу, который был на посту президента союзной республики Югославия, нужна была именно такая личность - без своего "я". Милутинович ко всем проблемам подходил как-то беззаботно. Например, всем запомнилось, когда он в 1998 году в Рамбуе на международных переговорах решался вопрос Косова. Когда переговоры окончательно провалились, он на вопрос журналистов "что теперь будет?" с веселой улыбкой ответил: "Что будет, то будет". Нужно вспомнить также, что Милан Милутинович оставался на посту президента Сербии еще более трех лет после падение режима Милошевича. Новым властям он также не мешал.

Эксперты полагали, что одной из причин привлечения Милутиновича к ответственности, была в том, чтобы выяснить настоящую роль Слободана Милошевича. Приговор доказывает, что Милутинович был куклой в сербской политике, что в Белграде и так знают.

В Белграде, по наблюдению корреспондента Свободы, многие даже растеряны, потому что считается, что всех генералов осудили слишком строго. "В Белграде чувствуется большая озабоченность. Такое решение судейской коллегии может существенно повлиять на международный суд, в котором Сербия пытается добиться решения о том, что в одностороннем порядке провозглашенная независимость Косова противозаконна. Многие надеются, что когда будет второстепенный суд, во время апелляции, эти строгие сроки наказания смягчат", - сказала Айя Куге в эфире Радио Свобода.
XS
SM
MD
LG