Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Орешкин: "Люди не очень видят связь между выборами и кризисом"


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие политолог, руководитель аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин.

Марк Крутов: В 9 регионах, где выбирали депутатов региональных парламентов всюду с подавляющим перевесом победила партия "Единая Россия". Сейчас с нами на связи политолог, руководитель аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин.
Доброе утро, Дмитрий!

Дмитрий Орешкин: Здравствуйте!

Марк Крутов: Я хочу вас спросить. Как вы считаете, почему, несмотря на то, что в стране четко ощущаются последствия финансового кризиса, из многих регионов поступают сообщения о выступлениях, на которых зачастую звучат и политические лозунги, почему, несмотря на все это, "Единая Россия одерживает такую убедительную победу на этих выборах?

Дмитрий Орешкин: Вы знаете, к сожалению или к счастью, это все предсказуемо было. Во-первых, невысокая явка. На самом деле люди не считают нужным голосовать, потому что не очень высокого мнения о качестве выборов. Во-вторых, результат выборов в сильнейшей степени зависит от местного административного ресурса, особенно на слабо урбанизированных территориях, традиционно насильно управляемых в электоральном смысле территориях таких как Северный Кавказ. В-третьих, понятие кризиса еще не осознанно широким народными массами, которые голосуют. Люди, которые читают газеты, люди, которые политически продвинуты, они слышали, они понимают, они, может быть, даже участвовали в каких-то акциях. Но что характерно, как раз такие люди, как правило, на выборы ходят в последнюю очередь. У нас выборы - это дело, скажем, довольно глубокой провинции. Столичные города или крупные города или не голосуют, или голосуют протестным образом все чаще. Так что, не докатилось еще, не осознанно еще. Главное, что люди вообще перестают считать выборы инструментом диалога с властью. Это какая-то такая формальная вещь - а все равно там будет тот, кого назначат, так что и напрягаться особо нет необходимости. В этом смысле скорее можно считать некоторым проявлением неприязни низкую явку. Хотя и она тоже очень сильно зависит от административного ресурса и оттого, где и как подводят итоги.

Марк Крутов: Да, но где-то явка низкая, а где-то, например, в Татарстане, превышает 80 процентов.

Дмитрий Орешкин: Так это же обычно. Есть так называемые зоны особой электоральной культуры или зоны повышенной управляемости. Пожалуйста, Татарстан, Башкортостан, почти весь Северный Кавказ, собственно, весь Северный Кавказ, Калмыкия, примерно два десятка таких регионов. Из среднероссийских территорий этим отличалась Орловская область, отчасти Кемеровская иногда, а в последние годы Тюменская, когда ее бывший руководитель господин Собянин стал руководить кремлевской администрацией. А так, в основном, Владимир, Брянск, Тула - они все дают низенькую явку и, в общем, такой безразличный итог голосования. А вот там, где традиции преобладают национального восточного, кавказского типа, там какие надо результаты, такие всегда и получают.

Марк Крутов: Я поправлюсь, в Татарстане, конечно, явка была высокой, но не такой высокой, как я сказал. Там 66 процентов и чуть более, а вот самая высокая, как пишут информагентства, зафиксирована именно на Кавказе в Кабардино-Балкарии. Там более 81 процента.
Скажите, пожалуйста, Дмитрий, вы говорите, что не докатилась еще волна кризиса до российской глубинки, но где-то...

Дмитрий Орешкин: Нет, нет, до осознания! Кризис-то докатился, но люди еще не считают, что это политическая проблема. Они по-прежнему верят в то, что Путин и Медведев - это те люди, которые выведут страну. Они не очень видят связь между выборами и кризисом.

Марк Крутов: Спасибо.
XS
SM
MD
LG