Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.
Андрей Шароградский: В Петербурге учрежден новый профессиональный праздник - День театрального кассира. Сегодня он впервые проходит в театре "Приют комедианта". Театральный кассир - фигура, несомненно, очень важная, от него во многом зависит, попадете ли вы на спектакль, который давно мечтали посмотреть, увидите ли вы на сцене любимого актера или актеров. Театральный кассир незаметен и заметен одновременно. Без него театров не существует, по крайней мере, пока.
Татьяна Вольтская: Смысл нового праздника в том, что руководители театров давно считают сотрудников дирекции театрально-зрелищных касс своими деловыми и творческими партнерами, ведь от их знания, воспитания, вкуса и способности к общению с самыми разными зрителями не в последнюю очередь зависит, насколько заполненными будут зрительные залы. Кассиры не только сидят у окошка кассы, им приходиться смотреть десятки спектаклей, чтобы ориентироваться в театральном мире и иметь возможность посоветовать людям, куда пойти. Все это очевидно, но у всякого начинания есть свой автор. Новый праздник - День театрального кассира - придумал заместитель директора театра "Приют комедианта" Александр Березовиков.
Александр Березовиков: Есть много различных профессиональных дней, не знаю, от дня человека по изготовлению калош до всеми нами любимых пожарников, врачей и так далее. А дня кассира не было. Сегодня вечером это в первый раз проходит у нас, как главного инициатора, а дальше будем думать. Я надеюсь, он будет ежегодный, первый понедельник марта, в преддверии дня 8 Марта. Большинство кассиров женщины. Поздравление будет в виде капустника. 20 театров города, каждый из которых приготовил свое индивидуальное поздравление для кассиров. У каждого театра появилась такая своя муза, свой театральный кассир. Это тот человек, который за два предыдущих года продал больше всего билетов в театр определенный. Каждый театр, он сначала выступает с общим поздравлением, а потом на сцену приглашаются представители театра и этот кассир.
Татьяна Вольтская: Но что может подарить театр? Каждый кассир получит от своего театра золотую контрамарку на два лица, с которой он сможет в течение года пойти на любой спектакль. Конечно, кассиры и так попадают в театры бесплатно, но это будут почетные места. В дирекции театрально-зрелищных касс работает 107 кассиров, и поговорить с ними очень интересно. Александр Березовиков считает, что они могут многое рассказать.
Александр Березовиков: Все, что они о нас думают, о театрах, они много знают. На самом деле он еще даст фору любому сотруднику театра.
Татьяна Вольтская: Такого же мнения о театральных кассирах и актер Александрийского театра, народный артист России Сергей Паршин.
Сергей Паршин: Театральный кассир должен обладать качествами психолога, потому что действительно к нему обращаются с просьбами, расскажите об этом спектакле, что посоветуете посмотреть. И когда театральные кассиры знают репертуар, они могут посоветовать, что посмотреть, в зависимости от возраста, молодые или пожилые, дети. От них многое зависит.
Татьяна Вольтская: Как вы считаете, важное ли лицо театральный кассир, спросила я народного артиста России, 33 года проработавшего в Александринском театре, Николая Бурова, теперь он директор музейного комплекса Исаакиевский собор.
Николай Буров: А как же! Один создает спектакль, другой все делает для того, чтобы спектакль мог эксплуатироваться, и очень важное лицо между зрителем и театром - театральный кассир. Я приглядываюсь к этой профессии лет 30, так, через окошко, а иногда заглядываю с той стороны окошка. Это целая профессия, ведь нужно продать не просто что-то, кота в мешке или тухлую колбасу, а нужно продать такой продукт, который может кому-то понравится безусловно, а кому-то наоборот. Надо знать этот продукт. Это такой, знаете, сердечный посредник между зрителем и театром. Очень нам нравились те кассиры, которые продают мои спектакли. А мне везло, много-много лет подряд на моих спектаклях свободных билетов не было.
Татьяна Вольтская: А вот что говорит о театральных кассирах режиссер "Санкт-Петербург оперы" Юрий Александров.
Юрий Александров: Когда я только начинал в театре, я им всегда рассказывал о будущих наших премьерах. Я считаю, что вообще кассир, если у Станиславского театр начинается с вешалки, а я считаю, что театр начинается с кассира. Потому что театральная вешалка вещь неодушевленная, а кассир - это человек, который должен знать даже больше, чем артисты, которые участвуют в этом спектакле. Поэтому меняю фразу Станиславского "театр начинается с вешалки" на фразу "театр начинается с театрального кассира". Я знал замечательных театральных администраторов, то, что в принципе может быть одно и то же. Была замечательная женщина, она заведовала театральными кассами. Она сидела у Лавры, там у нее домик, начальником она там была. Чудесная, умница. Она понимала, что не только деньги главное в их деле и не проценты от проданных билетов, а главное то, что надо помогать театрам, которые молодые, у которых нет еще силенок на сильную рекламу, на пиар. И она всегда умела правильно ориентировать своих кассиров на то, что надо помочь молодому, талантливому, умела выбирать приоритеты. Это всегда очень важно.
Татьяна Вольтская: Интересно, будет ли День театрального кассира похож на другие профессиональные праздники?
Александр Березовиков: День ВДВ мы, конечно, не хотим устраивать и купаться с кассирами в фонтанах. Но какое-то лицо, конечно, со временем естественно придет, некие ассоциации с этим праздником.
Татьяна Вольтская: Так что теперь новому празднику предстоит серьезная работа над своим имиджем и неповторимым лицом.
Андрей Шароградский: В Петербурге учрежден новый профессиональный праздник - День театрального кассира. Сегодня он впервые проходит в театре "Приют комедианта". Театральный кассир - фигура, несомненно, очень важная, от него во многом зависит, попадете ли вы на спектакль, который давно мечтали посмотреть, увидите ли вы на сцене любимого актера или актеров. Театральный кассир незаметен и заметен одновременно. Без него театров не существует, по крайней мере, пока.
Татьяна Вольтская: Смысл нового праздника в том, что руководители театров давно считают сотрудников дирекции театрально-зрелищных касс своими деловыми и творческими партнерами, ведь от их знания, воспитания, вкуса и способности к общению с самыми разными зрителями не в последнюю очередь зависит, насколько заполненными будут зрительные залы. Кассиры не только сидят у окошка кассы, им приходиться смотреть десятки спектаклей, чтобы ориентироваться в театральном мире и иметь возможность посоветовать людям, куда пойти. Все это очевидно, но у всякого начинания есть свой автор. Новый праздник - День театрального кассира - придумал заместитель директора театра "Приют комедианта" Александр Березовиков.
Александр Березовиков: Есть много различных профессиональных дней, не знаю, от дня человека по изготовлению калош до всеми нами любимых пожарников, врачей и так далее. А дня кассира не было. Сегодня вечером это в первый раз проходит у нас, как главного инициатора, а дальше будем думать. Я надеюсь, он будет ежегодный, первый понедельник марта, в преддверии дня 8 Марта. Большинство кассиров женщины. Поздравление будет в виде капустника. 20 театров города, каждый из которых приготовил свое индивидуальное поздравление для кассиров. У каждого театра появилась такая своя муза, свой театральный кассир. Это тот человек, который за два предыдущих года продал больше всего билетов в театр определенный. Каждый театр, он сначала выступает с общим поздравлением, а потом на сцену приглашаются представители театра и этот кассир.
Татьяна Вольтская: Но что может подарить театр? Каждый кассир получит от своего театра золотую контрамарку на два лица, с которой он сможет в течение года пойти на любой спектакль. Конечно, кассиры и так попадают в театры бесплатно, но это будут почетные места. В дирекции театрально-зрелищных касс работает 107 кассиров, и поговорить с ними очень интересно. Александр Березовиков считает, что они могут многое рассказать.
Александр Березовиков: Все, что они о нас думают, о театрах, они много знают. На самом деле он еще даст фору любому сотруднику театра.
Татьяна Вольтская: Такого же мнения о театральных кассирах и актер Александрийского театра, народный артист России Сергей Паршин.
Сергей Паршин: Театральный кассир должен обладать качествами психолога, потому что действительно к нему обращаются с просьбами, расскажите об этом спектакле, что посоветуете посмотреть. И когда театральные кассиры знают репертуар, они могут посоветовать, что посмотреть, в зависимости от возраста, молодые или пожилые, дети. От них многое зависит.
Татьяна Вольтская: Как вы считаете, важное ли лицо театральный кассир, спросила я народного артиста России, 33 года проработавшего в Александринском театре, Николая Бурова, теперь он директор музейного комплекса Исаакиевский собор.
Николай Буров: А как же! Один создает спектакль, другой все делает для того, чтобы спектакль мог эксплуатироваться, и очень важное лицо между зрителем и театром - театральный кассир. Я приглядываюсь к этой профессии лет 30, так, через окошко, а иногда заглядываю с той стороны окошка. Это целая профессия, ведь нужно продать не просто что-то, кота в мешке или тухлую колбасу, а нужно продать такой продукт, который может кому-то понравится безусловно, а кому-то наоборот. Надо знать этот продукт. Это такой, знаете, сердечный посредник между зрителем и театром. Очень нам нравились те кассиры, которые продают мои спектакли. А мне везло, много-много лет подряд на моих спектаклях свободных билетов не было.
Татьяна Вольтская: А вот что говорит о театральных кассирах режиссер "Санкт-Петербург оперы" Юрий Александров.
Юрий Александров: Когда я только начинал в театре, я им всегда рассказывал о будущих наших премьерах. Я считаю, что вообще кассир, если у Станиславского театр начинается с вешалки, а я считаю, что театр начинается с кассира. Потому что театральная вешалка вещь неодушевленная, а кассир - это человек, который должен знать даже больше, чем артисты, которые участвуют в этом спектакле. Поэтому меняю фразу Станиславского "театр начинается с вешалки" на фразу "театр начинается с театрального кассира". Я знал замечательных театральных администраторов, то, что в принципе может быть одно и то же. Была замечательная женщина, она заведовала театральными кассами. Она сидела у Лавры, там у нее домик, начальником она там была. Чудесная, умница. Она понимала, что не только деньги главное в их деле и не проценты от проданных билетов, а главное то, что надо помогать театрам, которые молодые, у которых нет еще силенок на сильную рекламу, на пиар. И она всегда умела правильно ориентировать своих кассиров на то, что надо помочь молодому, талантливому, умела выбирать приоритеты. Это всегда очень важно.
Татьяна Вольтская: Интересно, будет ли День театрального кассира похож на другие профессиональные праздники?
Александр Березовиков: День ВДВ мы, конечно, не хотим устраивать и купаться с кассирами в фонтанах. Но какое-то лицо, конечно, со временем естественно придет, некие ассоциации с этим праздником.
Татьяна Вольтская: Так что теперь новому празднику предстоит серьезная работа над своим имиджем и неповторимым лицом.