Ссылки для упрощенного доступа

Письмо Барака Обамы Дмитрию Медведеву


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие журналист Радио Свобода Брайан Уитмор.

Дмитрий Волчек: Сегодня в российской и американской печати появились противоречивые сообщения о письме, которое президент США Барак Обама направил президенту России Дмитрию Медведеву. Над этой темой работал мой коллега Уитмор.
Брайан, добрый вечер. Прежде всего, было ли само письмо?

Брайан Уитмор: Добрый вечер. Было само письмо, я сам звонил источнику в Белом доме, и он подтвердил, президент Соединенных Штатов Барак Обама отправил письмо президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву. Это письмо было, это без сомнения.

Дмитрий Волчек: Итак, что же говорится в письме? В чем суть предложений президента Соединенных Штатов?

Брайан Уитмор: Белый дом не имеет полномочий говорить о подробностях в письме, но они сказали при этом, что, во-первых, Соединенные Штаты собираются продолжать проект ПРО, но только если это будет работать на самом деле. Во-вторых, если это экономически эффективно. В-третьих, это зависимость от уровня угрозы. После этого они мне сказали, что один способ снизить эту угрозу через стратегическую дипломатию с Россией. Поэтому они напрямую не утверждали, что было написано в этом письме, но это было для меня очевидно.

Дмитрий Волчек: То есть так, как интерпретирует это письмо газета "Нью-Йорк таймс".

Брайан Уитмор: Это как интерпретирует газета "Нью-Йорк таймс". Как я понимаю, это правда. Кстати, как вчера интерпретировал это письмо "Коммерсант", который впервые написал этот материал, это тоже было правдой, как я понимаю. Все говорят, что нет прямого обмены. Это не так. Мы этот выбор сделали. Американцы говорят, что "мы готовы к стратегическим переговорам с Россией, чтобы снизить уровень угрозы от Ирана, от ядерной программы Ирана".

Дмитрий Волчек: Каких действий ожидают Соединенные Штаты от России? Что Россия может сделать?

Брайан Уитмор: Россия имеет средства давления на Иран, которых Соединенные Штаты не имеют. У России есть широкие коммерческие контакты с Ираном, в том числе в ядерной программе, есть проект в Бушере и так далее. Это оценка многих экспертов, что Россия может влиять на Иран гораздо широким образом, чем Соединенные Штаты. Это первое.
Второе. Естественно, Россия имеет вето на Совете безопасности ООН. Соединенным Штатам нужно согласие России, чтобы делать санкции против Ирана. Американцы хотят делать политику кнута и пряника. Ведь это нужно и России, и Америке, потому что Америка показывает этот кнут, но до сих пор не показывала пряник, а Россия - наоборот. Оценка многих аналитиков, если Россия и Соединенные Штаты действуют вместе в этом плане, может быть результат.

Дмитрий Волчек: И одним из результатов может быть полный отказ от размещения системы ПРО в Польше и Чехии. Или так нельзя интерпретировать американское предложение?

Брайан Уитмор: Это моя интерпретация. Я старался по своим источникам в Вашингтоне, чтобы они сказали, что это будет результат. Они, естественно, не готовы идти так далеко сейчас. В моей интерпретации, это то, что они предлагают, но они просто не скажут это откровенно сейчас.

Дмитрий Волчек: Об этой проблеме косвенно говорил сегодня президент Медведев в Испании. Как вы интерпретируете его слова?

Брайан Уитмор: Я интерпретирую его слова точно так же, как я интерпретировал в Белом доме вчера, что никто не говорит, что будет прямой торг, прямой обмен в этом. Потому что до переговоров это неправильно. Поэтому я интерпретировал слова Медведева так же, как я интерпретировал слова Хиллари Клинтон, которая очень хитро шла вокруг этого вопроса на своей пресс-конференции в Иерусалиме сегодня. Мой опыт, как журналиста, показывает, что все это будет, просто мы должны ждать. Но это не значит, что это обязательно будет. Просто это направление сейчас. Я могу так же сказать, что давно, несколько месяцев назад, аналитик, с которым я говорил, мне сказал, что если будет договор о ПРО, это, скорее всего, будет связано с Ираном. Потому что это в прямой связи с ПРО. Потому что, если бы не было угрозы от Ирана, не было бы ПРО, по логике США. Поэтому, если Россия может помочь снизить эту угрозу, тогда нам не нужно никакого ПРО.

Дмитрий Волчек: Но это логика новой американской администрации. При администрации Буша такого не было.

Брайан Уитмор: Да, при Буше была совсем другая логика.

Дмитрий Волчек: Брайан, вы сказали, что нужно ждать. Вопрос этот о тайминге. Сколько нужно ждать, на ваш взгляд?

Брайан Уитмор: Это хороший вопрос. Первый знак будет в пятницу, когда госсекретарь США Хиллари Клинтон встретится с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Женеве. Давайте посмотрим, что будет после этой встречи. У Обамы будет встреча в Лондоне в апреле, как я понимаю. Как я слышал, после этого будет широкий разговор про ограничение стратегических вооружений и так далее. Поэтому я думаю, что все это будет, но первый признак будет в пятницу.

Дмитрий Волчек: Спасибо, Брайан. О письме президента Соединенных Штатов президенту России рассказывал журналиста Радио Свобода Брайан Уитмор.
XS
SM
MD
LG