Ссылки для упрощенного доступа

В интернете продолжается сбор подписей в поддержку Светланы Бахминой


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Михаил Саленков: Сегодня суд Мордовии в третий раз рассмотрит дело об условно-досрочном освобождении бывшего юриста компании ЮКОС Светланы Бахминой. Она была осуждена Симоновским районным судом Москвы 19 апреля 2006 года и приговорена к 6 с половиной годам тюремного заключения. На свободе у нее остались муж и двое сыновей, а в ноябре минувшего года она родила дочь. Защита Бахминой полагает, что оснований держать ее под стражей крайне мало. А в российском Интернете продолжается сбор подписей в поддержку Светланы.

Олег Кусов: Слушания по вопросу об условно-досрочном освобождении Светланы Бахминой начнутся в Зубово-Полянском райсуде Мордовии сегодня в 12 часов. Зубово-Полянский суд обращается к проблеме условно-досрочного освобождения Светланы Бахминой уже в третий раз. Впервые суд рассматривал ходатайство Светланы Бахминой 27 мая прошлого года, оно не было удовлетворено. Верховный суд республики Мордовии, проведя слушания по кассационной жалобе адвокатов, отменил постановление суда первой инстанции и отправил дело на новое рассмотрение. Оно состоялось 10 сентября прошлого года. Зубово-Полянский суд и на этот раз отклонил просьбу об условно-досрочном освобождении. Адвокаты повторно обратились в Верховный суд Мордовии, который в январе нынешнего года вновь отправил дело на новое рассмотрение в районный суд.
Есть все основания для освобождения Светланы Бахминой. Так считает ее адвокат Роман Головкин.

Роман Головкин: С учетом уже двух судов кассационной инстанции, которые весьма прозрачно намекнули суду нижестоящему о том, что его позиция не соответствует закону и судебной практике, я надеюсь, что все-таки в третий раз Зубово-Полянский районный суд, конечно, должен принять решение об удовлетворении ходатайства об УДО, поскольку иных оснований для отказа в УДО просто нет. По крайней мере, ни прокуратура, ни суд ранее ни о каких других основаниях, кроме этих пресловутых взысканий, ни разу не упоминали. Я исхожу из того, что если мы с взысканием вопрос сняли, других оснований нет, то есть зеленый свет.

Олег Кусов: Адвокат Роман Головкин напомнил основания для условно-досрочного освобождения Светланы Бахминой.

Роман Головкин: Прежде всего, это формальное отбытие Светланой более половины срока. Далее - положительная характеристика Светланы, которую ей выдала администрация колонии. Наличие у нее пяти поощрений. Предоставленный ей краткосрочный отпуск с правом выезда к месту жительства, то есть это вообще рассматривается среди осужденных как едва ли не высшая мера поощрения. Семейное положение Светланы, наличие у нее трех малолетних детей, постоянное место прописки, гарантированное трудоустройство. То есть все это по совокупности дает основания полагать, что Светлана имеет безусловное право на удовлетворение своего ходатайства об УДО. То есть при наличии таких обстоятельств... в каких случаях еще удовлетворять ходатайство об УДО, как ни в этих? Естественно, отсутствие каких-либо взысканий. Этот вопрос уже как бы дважды был разрешен Верховным судом Мордовии, как бы он дважды высказал позицию, что ссылка на те взыскания, которые имели место быть, она незаконна. То есть Светлана считается не имеющей взысканий.

Олег Кусов: Говорил адвокат Роман Головкин.
В интернете продолжается сбор подписей под обращением к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой помиловать Светлану Бахмину. На сайте www.bachmina.ru уже собрано 95 тысяч подписей. Инициаторами этой акции стали жители Москвы Сергей Золотухин и Валерий Баликоев. Они подчеркивают, что президент Дмитрий Медведев большой любитель Интернета, и вполне возможно, что он уже ознакомился с письмом в свой адрес. В письме говорится:

"Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Мы просим Вас вмешаться в ситуацию, в которой оказалась бывший юрист ЮКОСа Светлана Бахмина, осужденная на шесть с половиной лет лишения свободы.
Еще в мае закончилась половина срока, к которому приговорили Бахмину. А значит, у нее появилось право на условно-досрочное освобождение. В колонии согласны, что она его заслужила - об этом написано в ее характеристике. Взыскания у нее были в самом начале срока, и они погашены. Зато теперь есть поощрения. Недавно администрация колонии даже предоставила ей отпуск.
У Светланы двое сыновей - одному из них семь, другому - одиннадцать. 28 ноября она родила третьего ребенка - девочку. Суд дважды отказал ей в условно-досрочном освобождении…
Дмитрий Анатольевич, мы понимаем, что Вы не можете оказывать давление на суд. Но у Вас есть записанное в Конституции России право на помилование.
Мы, подписавшиеся под этим письмом, просим Вас воспользоваться этим правом..."

Олег Кусов: Среди тех, кто подписал обращение Михаил Горбачев, правозащитники Людмила Алексеева, Элла Памфилова, Арсений Рогинский, Сергей Ковалев, Элла Кесаева, Лев Левинсон, режиссеры Андрей Прошкин, Юрий Норштейн, Тимур Бекмамбетов, Владимир Мирзоев, писатель Людмила Улицкая, политики Леонид Гозман, Борис Немцов, Григорий Явлинский, депутаты Госдумы Оксана Дмитриева, Олег Смолин, Галина Хованская и многие-многие другие.
Инициатор обращения к президенту России Валерий Баликоев лично не знаком со Светланой Бахминой, но вся эта история не может оставить его равнодушным.

Валерий Баликоев: Я прочитал письмо ее одноклассницы, по-моему, письмо президенту о том, что происходит, что она отсидела больше половины срока, что у нее беременность, что двое маленьких детей. Я, конечно, раньше слышал, что она имеет все права на досрочное освобождение, но как бы во все юридические тонкости я вник после этого письма. Прошло где-то три недели - ничего не двигалось, ни ответа никакого, ни изменения в ее судьбе. Плюс суд отказал, что самое было неприятное, суд отказал в условно-досрочном освобождении второй раз. Ясно было, что Светлане придется сидеть и рожать в тюрьме. Как-то, чтобы хоть присоединиться к числу тех, кто хотел ее освобождения, я подумал, что сделать, подумал, чтобы написать еще одно письмо и просить президента просто ее помиловать, что может президент сделать по Конституции без таких дополнительных вещей, как то обращение Светланы или что-то.
Где-то за месяц набралось 60 тысяч подписей. Эти подписи распечатали в виде больших двух томов, там какие-то подписи с комментариями, какие-то без, и отнесли в приемную президента. Практически дальше ничего не происходило. На письмо-обращение никак не ответили. Светлана родила. Единственное, хорошо, что родила, я так понимаю, где-то ни в Мордовии, ни в колонии, ни в мордовской больнице, а где-то более-менее в приличном месте.

Олег Кусов: Говорил Валерий Баликоев.
После рождения ребенка у Светланы Бахминой в заключении были хорошие бытовые условия, утверждает ее адвокат Роман Головкин.

Роман Головкин: В ноябре 2008 года после того, как она пропала из нашего поля зрения, то есть когда мы потеряли возможность непосредственно с ней увидеться, нам уже позже, в декабре, стало известно, что она была переведена в московский регион. С тех пор я периодически достаточно общаюсь с мужем ее Михаилом и знаю с его слов, что у Светланы, в принципе, нормальные, хорошие условия, она находится с ребенком, ребенком чувствует себя хорошо. Так что в плане бытовых проблем у нее все в порядке.

Олег Кусов: Говорил адвокат Светланы Бахминой Роман Головкин.
Некоторые эксперты высказывали предположение, что многочисленные проблемы Бахминой связаны с тем, что она отказалась свидетельствовать против Михаила Ходорковского.
XS
SM
MD
LG