Ссылки для упрощенного доступа

Социальный оптимизм и счастливые многодетные семьи


Ирина Лагунина: Мы продолжаем сегодня рассказ о многодетных семьях в России. Не многие россияне готовы воспитывать более 2 детей, но есть и такие, которые не считают большую семью обузой. Быть может, просто взгляд на вещи с оптимизмом облегчает жизнь таким семьям. Рассказывает Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Это прелюд Глиэра, который играет 13-летний Миша, в присутствии всей своей семьи - мамы, папы, трех братьев и еще нескольких родственников, пришедших к маме на день рождения. Место действия - большая петербургская коммунальная квартира, где семья занимает три комнаты - одну относительно большую и две крохотных. Семья Ивановых несколько лет назад переехала сюда из Перми, из отдельной трехкомнатной квартиры, важнее которой оказалась возможность жить в центре Петербурга. Сам факт переезда говорит о том, что супруги Ивановы энергичны и легки на подъем, хотя они вовсе не бизнесмены: их достаток - средний, такой, что хватает на жизнь со скромными потребностями. Интересно, что они давно уже почувствовали себя петербуржцами - не по рождению, но по состоянию души. Говорит отец семейства, Алексей.

Алексей Иванов: Мы собирались давно. Во-первых, у Алены родственники здесь и мы последние 10 лет регулярно сюда приезжали на лето, на отпуск. Это было такое особенное для нас. Мы давно хотели сюда перебраться. Наконец получилось.

Татьяна Вольтская: Ну квартира – хорошо. А работа? Вы же должны обеспечивать семью.

Алексей Иванов: Переезд и начался с работы. Когда я нашел работу, тогда мы. Я программист.

Татьяна Вольтская: Очень часто мужчины бывают против второго ребенка, третьего и так далее.

Алексей Иванов: Мне кажется, что сейчас каждый человек заранее для себя решает минимальное количество и максимальное количество детей, которое у него будет. Так получилось, что у меня все время было не меньше трех и не больше пяти.

Татьяна Вольтская: То есть у вас лимит еще не выработан?

Алексей Иванов: Собственно сейчас возраст довольно большой.

Татьяна Вольтская: То есть вы всегда хотели большую семью?

Алексей Иванов: Да. Я отдаю себе отчет, что это не совсем обычно. У большинства это примерно от одного до двух.

Татьяна Вольтская: В комнату заходит сын, 16-летний Илья, и я спрашиваю у него, как, на его взгляд, хорошо ли, что у него такая большая семья.

Илья: Удобно.

Татьяна Вольтская: А в чем?

Илья: Просто есть на кого положиться.

Татьяна Вольтская: А тебе много приходится делать, с младшими сидеть?

Илья: Да.

Татьяна Вольтская: На тебе какие обязанности вообще лежат?

Илья: Посуду помыть, по мелочи что-то приходится.

Татьяна Вольтская: А чем ты увлекаешься?

Илья: Музыкой на фортепиано и гитаре.

Татьяна Вольтская: И это увлечение Илья тут же продемонстрировал, подключив куда-то несколько проводов.
Младший брат Ильи, Марик, которому 4 с половиной года, все время стремится к общению. Я попыталась выяснить, как он относится к игре Ильи.

Марик: Я играю в солдатики и все.

Татьяна Вольтская: Как Илья играет на гитаре тебе нравится?

Марик: Да.

Татьяна Вольтская: Стихи ты знаешь наизусть?

Марик: Да.

Татьяна Вольтская: Расскажи, как ты живешь?

Марик: Я живу хорошо.

Татьяна Вольтская: А что самое хорошее в твоей жизни?

Марик: Хорошее, что… Это трудно рассказать.

Татьяна Вольтская: Давай так: ты встаешь, ты одеваешься сам?

Марик: Да.

Татьяна Вольтская: А завтракать тебе кто дает?

Марик: Мама.

Татьяна Вольтская: А потом ты идешь гулять. С кем?

Марик: С Викой.

Татьяна Вольтская: А кто такая Вика?

Марик: Вика – это такая тетя, которая играет.

Татьяна Вольтская: Мама Лена - это она помогала Марику петь про капитана - поясняет, что Вика - это няня. А вообще-то по Лене уж никак не скажешь, что это мать четырех сыновей, замученная жизнью. Тем более, что не только мать, а еще и человек смелый, с активной общественной позицией, участник оппозиционного движения "Солидарность".

Елена Иванова: Количество детей и количество забот не пропорционально связаны. Примерно после второго ребенка забот прибавляется не в разы, а чуть-чуть. Поскольку они у нас хорошие детки, добрые, вроде бы как неглупые, нам с ними нравится, решили не останавливаться на трех, продолжить. У нас четверо сыновей. Трое из них довольно компактно, разница два и три года между старшими, соответственно им скоро 19, 17 и 14. Младшие были зайчики, лапоньки, философски настроенные, задумчивые дети, а этот вот такой холерик.

Татьяна Вольтская: Вы работаете?

Елена Иванова: Недавно наша жизнь изменилась, где-то с середины декабря я начала работать, так получилось. Отчасти меня позвали, отчасти сама захотела. Довольно в любопытное место я попала, мне там нравится – это проектный институт. Ребята строят самые большие мосты, проектируют. Они являются авторами проектов, например, только что пустили вторую очередь американских мостов, авторами проекта являются как раз ребята из нашего проектного института.

Татьяна Вольтская: А вы как раз по образованию?

Елена Иванова: А я как раз по образованию очень не подходящему – филолог.

Татьяна Вольтская: Так что же вы там делаете с мостами?

Елена Иванова: Эти ребята работают очень хорошо и моя роль заключается в том, чтобы озвучить их работу. Слава их таки настигла заслуженно.

Татьяна Вольтская: У ваших знакомых есть такие большие семьи или вы одни?

Елена Иванова: Да, у нас у друзей, например, три дочки есть. В нашем подъезде живет семья, у них четверо детей. Некоторое количество многодетных семей существует. Мне кажется некоторая стабильность достигнута.

Татьяна Вольтская: Хватает ли всего, трудно ли?

Елена Иванова: Наверное, мы не слишком богаты по абсолютному уровню, но счастье ведь не в деньгах, не в их количестве даже. Может быть в чем-то приходится себя ограничивать. У нас нет машины, но у нас нет особого желания ее заводить, потому что мы понимаем, что это соответственное количество забот.

Татьяна Вольтская: А как летний отдых, вы куда-то выезжаете, вывозите детей?

Алексей Иванов: В последнее время нет, дачу снимаем.

Елена Иванова: Мы приехали на море – в Петербург.

Татьяна Вольтская: Ничего себе!

Алексей Иванов: Мы же летом приезжали обычно в Петербург из Перми, но когда приехали в Петербург, снимали дачу летом.

Елена Иванова: Все равно наше самое любимое – уезжать в Зеленогорск на целый день. У нас все любят электрички.

Татьяна Вольтская: Я не знаю, ведь очень много сложностей, много детей, одному школу как-то подобрать, с учителями общаться – это же все отдельное время, заботы, нервы. Как с этим справляетесь?

Елена Иванова: Школу мы подобрали в течение года. Когда мы приехали, сын с первого класса учился в специализированной школе с французским уклоном, в трех минутах ходьбы такая же французская школа оказалась. С другими немножко меньше повезло, они пошли в общеобразовательную школу и мы поняли очень быстро, что это не то, что нужно. И опять как-то все сложилось удачно. Старший сын стал программистом, поэтому очень вовремя подвернулась школа, которая называется лаборатория непрерывного математического образования. Такое атмосферное место. С учебой проблем особых не было ни у кого. Общение с преподавателями было, но мы не перегружались этим особо. Неприятности, конечно, у всех детей бывают. А двое средних, они учатся в школе не вполне обычной, это называется академические классы. Это школа в школе. Преподаватели из университета, отчасти, по крайней мере. Программа у них тоже отдельная. И нам там нравится. Пригласили нашего третьего сына после того, как в олимпиадах каких-то поучаствовал.

Татьяна Вольтская: Алексей, а вы принимаете участие в воспитании детей?

Алексей Иванов: Я довольно давно понял, что нет специального процесса воспитания, который планируется, что воспитывают образ жизни. Вот как жизнь идет, она воспитывает. Они же и друг друга воспитывают. То, что их четверо, они очень часто взаимодействуют друг с другом.

Татьяна Вольтская: Не ссорятся?

Елена Иванова: Им некогда, они придумывают вместе. Сейчас двое старших игрушку придумывают.

Алексей Иванов: То есть один напрограммирует, у другого более художественный склад, он по оформлению, по изображению.

Татьяна Вольтская: Я не то имею в виду, что папа посмотрел на часы: так, семь вечера, сейчас я повоспитываю. Но, например, кто на собрания ходит?

Алексей Иванов: На собрания хожу чаще я. Но это такая вещь достаточно формальная. Я узнаю некоторую информацию, что говорят учителя.

Татьяна Вольтская: Формально, неформально, но время надо отдать свое и нервы.

Алексей Иванов: Я спокойный человек.

Елена Иванова: Поэтому он и ходит.

Татьяна Вольтская: Лена и Алексей, в общем, подтверждают, что все счастливые семьи похожи, несмотря на страну, где они живут. Во всяком случае, с одной французской многодетной семьей они успели подружиться и найти много общего.

Елена Иванова: Наша новая подруга, ее зовут Пьера Басис, приезжала сюда в Петербург стажироваться в консульство. Мы с ней познакомились по поводу нашей общественной деятельности, и мы просто подружились.

Татьяна Вольтская: Похоже это на вашу семью, на российскую?

Елена Иванова: Похоже. Единственное, что у них свой дом, но это не их собственность. То есть они несколько раз переезжали за свою жизнь и проблем из этого не делают. С жильем как-то проще у них. Мне показалось, что они очень по духу похожи на нас, поэтому мы и подружились. Очень душевные люди, мягкий характер. Мама рисует комиксы для книжного издательства. Последний ее проект – она рисовала комиксы по «Преступлению и наказанию». С нашими детьми мы гуляли много по окрестностям, в зоопарк ходили.

Татьяна Вольтская: Как вы считаете, атмосфера в многодетной семье и в малодетной отличается?

Елена Иванова: Наверное, да. Потому что в малодетной семье преобладает тишина, люди каждый занят своим делом и общаются вечером.

Алексей Иванов: У Алены двое старших братьев, то есть трое детей. У меня одна сестра. То есть я могу сказать, в семьях с двумя детьми принципиальной разницы нет, может быть количественная: больше детей, больше возможностей друг с другом. Но по сути особенной разницы нет. Но представить семью с одним ребенком мне трудно. Я думаю, что это уже принципиально отличается.

Татьяна Вольтская: Как раз на этом месте на день рожденья к Лене пришел ее родственник Леон, которого я спросила как относится к многодетным семьям вообще и к этой семье в частности.

Леон: Тут дружная хорошая семья. Просто есть семьи, которые живут по принципу: я родила четверых-пятерых, и вы мне все вокруг должны. Я считаю, такая семья – это со знаком минус будет. А когда дети родились в любви, а не потому, что так получилось, когда дети пристроены, обихожены, чистые, сытые, семья надеется только на себя. Помогает кто-то – хорошо, нет, значит мы будем собственными силами. То есть не иждивенцы, а люди, занимающие активную позицию, такая семья, конечно, в плюс.

Татьяна Вольтская: И все-таки, Алексей, еще один вопрос к вам - я как-то не очень уяснила вашу роль в семье.

Алексей Иванов: Пока они были маленькие, у нас была традиция, что я им пел и они даже просили. Потом прошло. Сейчас бывает время от времени, что неожиданно возникают разные разговоры о чем-нибудь, на разные темы, может быть отвлеченные и мы с большим увлечением все это обсуждаем. Может быть разные философские темы или о том, что происходит. Можем о том, что они делают, можем о политике поговорить, о чем угодно. Такие вещи не планируются, но когда они возникают, мне большое удовольствие доставляет. И им, похоже, тоже.

Елена Иванова: Кстати, старший сын и средний, они к политике неравнодушны. Илюша почему-то более индифферентен.

Алексей Иванов: Я уверен, что дети должны отчасти родителей отрицать. Если родители чем-то увлечены, то дети должны относиться к этому нейтрально. Это может задевать, но мне кажется правильным, потому что они должны себя определить. Поэтому поскольку мы достаточно активны в политике, они несколько дистанцируются от этого дела.

Елена Иванова: Илюшка не спрашивает, мы ему ничего не навязываем. Если спрашивает, мы ему отвечаем. А Митя с Мишей, Митя особенно меня радует, он проявляет такую не то, что гражданскую активность, но по крайней мере, гражданскую зрелость. Он действительно неравнодушен к тому, что происходит в стране. Я это ценю.

Татьяна Вольтская: А по дому помогают убрать, приготовить?

Алексей Иванов: У нас недавно перераспределение обязанностей произошло. Пока Алена не работала, домашние дела были на ней, на мне были продукты. Еще мытье посуды, у нас было дежурство общее. Когда она пошла работать, в связи с тем, что новое, нужно войти в курс дела, мы ее решили по возможности от всех обязанностей освободить. Поэтому я стал готовить, мытье посуды перешло только на детей.

Елена Иванова: А я прихожу домой и плюю в потолок. Я действительно очень благодарна, что они организовали, особенно первые две недели было просто психологически трудно, поэтому я им очень признательна, что так решили, я это очень ценю.
XS
SM
MD
LG