Ссылки для упрощенного доступа

Кризис - повод для эстетической перестройки


У подножия Эмпайр Стейт Билдинг
У подножия Эмпайр Стейт Билдинг
Трудные экономические времена уже нашли отражение в масс-культуре, в том числе, в искусстве дизайна. Тему "Дизайн и рецессия" анализирует Александр Генис.

- Александр, какой дизайн идет рецессии?


- Точно, что не такой, какой был в моде еще совсем недавно. Скажем, на миланской мебельной ярмарке 2007 года царил голландский фантазёр Марсель Вандерас. Он придумал игру с масштабом и обставил комнату так, чтобы она выглядела иллюстрацией из "Алисы в стране чудес". Скажем, его торшер был в пять метров высоты. Подсчитайте, какие должны быть потолки в таком доме! Порок излишеств был реакцией на унылые крайности минимализма. Это - вроде рококо постмодернизма: непрактично, зато очень дорого. Плоский диван "Полдер" за 10 тысяч долларов, проволочный стул "Коралло" - за 8...

- В тучные годы дешевого кредита денег и на такое хватало.

- Дело не только в средствах, нормальные люди так не тратят, а богатым закон не писан. Важнее - мода. Кризис меняет вкусы тотально. И это значит, что эпохе новой бедности нужен свой дизайн.

- А может ли она себе его позволить?

- Конечно! Дизайн для того и нужен, чтобы украсить бедность, обратить нужду в роскошь, создать прекрасное из простого и дешевого. Ничто так не подстегивает воображение как необходимость экономить. В кризис дизайнеры нужны больше, чем обычно. Ну, скажем, вместо того, чтобы приобрести новый дом, мы переделываем старый - переклеиваем обои, меняем мебель, балуем себя безделушками…

- Но это закон губной помады. В трудные времена ее продают больше, потому что дамы покупают косметику вместо новых платьев.

- Верно, но речь идет о такой большой, универсальной, помаде. Нынешний кризис может создать свой уникальный стиль, который оставит визуальный отпечаток на целом поколении. Вспомним, что такое уже было в истории - Великая депрессия. На ее годы пришлась вторая волна модернизма. Его первый успех - восхитительный стиль "арт нуво" - создавался по индивидуальному проекту, для богатых и знаменитых. Зато второй удар - "арт деко" - был приспособлен к машинной эре. Это был дизайн для всех, поистине массовое искусство, которое завоевало мир и Америку, изменив к лучшему города и веси.

На мой вкус, 30 и 40-е годы были самыми удачными с этой точки зрения во всем ХХ веке. В Нью-Йорке это особенно заметно из-за небоскребов. Возьмите такой шедевр как Эмпайр Стейт Билдинг, где каждая уникальная деталь - от лифта до шпиля - аукается друг с другом, создавая целостное впечатление. Эту стоэтажную махину можно рассматривать и в лупу, и с самолета. Лучше небоскреба так и не построили.

- Несмотря на то, что стройка шла в разгар депрессии.

- В ней все и дело. Депрессия не помешала, а помогла украсить Америку. Грандиозные строительные проекты Рузвельта требовали новых дизайнерских решений. До сих пор лучшие кварталы Манхэттена - это построенные тогда общественные здания в пышном, но соразмерном великому городу имперском стиле, орлы и колонны. Сейчас ситуация во многом схожая. Планы Обамы предусматривают реконструкцию тысяч школ, больниц, муниципальных зданий, мостов, дорог, парков. И всю эту инфраструктуру можно и нужно спроектировать стильно. Такая возможность бывает раз в сто лет. И если ее не упустить, то завтра может начаться золотой век дизайна.

- Другими словами, вы считаете, что кризис - повод для эстетической перестройки?

- Конечно, причем, во всех областях, начиная с самого мелкого, бытового. Девиз кризисного дизайна - дешево и сердито, почти, как в "Икее", только качеством повыше. Всякая революция в дизайне начинается с того, что переосмысливают образ жизни. Та же Великая депрессия научила средний класс обходиться без слуг. Отсюда - идея механического комфорта, которая была воплощена в элегантные аэродинамические формы домашней техники.

Сегодня - другие проблемы. Ну, скажем, жилищный кризис заставит многих американцев перебраться в многоквартирные дома. И это значит, что архитекторы должны выработать новую концепцию удобного, доступного и красивого жилья, учитывающего требования века, в первую очередь - экологические. Возможно, это и есть главный вызов эпохи: как сделать "экологию" модной и красивой.

- Нет ли тут противоречия в понятиях: всякое украшение - избыток, разоряющий среду.

- Секрет в том, чтобы сделать экономию нарядной. Знаменитый итальянский дизайн расцвел в послевоенные годы от бедности, когда мастера пустили в ход пластмассу и фанеру. Их изделия теперь занимают четвертый этаж нью-йоркского Музея современного искусства. Была бы идея, а остальное приложится. Ведь, в сущности, хороший дизайн, как стихи: "Не вещь, а мысль о вещи". В XXI веке эта мысль обязана быть "зеленой".

Кстати, знаете, с чего бы я начал дизайнерскую перестройку? С того, что красил бы все электрические автомобили ярко-зеленым цветом. Представляете - нью-йоркская пробка как стая кузнечиков!
XS
SM
MD
LG