Ссылки для упрощенного доступа

Кто довел белорусскую правозащитницу до самоубийства


Карикатура на Белоруссию в "Интернешнл Геральд Трибьюн". Февраль 2009
Карикатура на Белоруссию в "Интернешнл Геральд Трибьюн". Февраль 2009

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Игорь Карней.
Андрей Шарый: Прокуратура Солигорского района Минской области проводит проверку по факту самоубийства Яны Поляковой. 33-летняя правозащитница повесилась 7 марта в своей квартире в Солигорске. 3 марта суд обвинил Полякову в заведомо ложном доносе на сотрудника милиции и приговорил к 2,5 годам ограничения свободы. Полякова считала себя невиновной. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Белоруссии Игорь Карней.

Игорь Карней: По словам прокурора Солигорского района Виктора Бельчина, сроки окончания проверки по обстоятельствам смерти Яны Поляковой не определены, а о результатах будут проинформированы ее родственники. Однако Нионелла Полякова, мать Яны, уверена: смерть дочери - на совести тех, кто преследовал ее за правозащитную деятельность.

Нионелла Полякова: Это итог давления всех наших органов. У нас дома уже были милицейские, прокурорские работники. Я им прямо сказала: я вам этого не прощу. Никому никогда больше не прощу после такого дикого случая. Вы, говорю, здоровые мужики, а она бедная слабая девчонка. Она же девчонка, понимаете, хоть ей и 33 года. Недавно у нее был обморок, она лежала в реанимации. 22 февраля, после всех безосновательных обвинений, у нее случилось обморочное состояние.

Игорь Карней: 3 марта Солигорский районный суд признал Яну Полякову виновной в совершении преступления по части Уголовного кодека "Заведомо ложный донос в отношении должностного лица", присудив ей 2,5 года исправительных работ. Изначально в роли обвинителя выступала сама Полякова. В сентябре 2008 года в Солигорскую прокуратуру поступило заявление, в котором правозащитница обвиняла капитана милиции Виктора Пугачева в нанесении ей побоев в здании милиции. Полякова требовала прокурорского реагирования на действия милиционера. Она утверждала - Пугачев преследовал ее за участие в кампании выборов депутатов палаты представителей, во время которой она собирала подписи за Ольгу Козулину, дочь одного из лидеров белорусской оппозиции Александра Козулина. Однако в удовлетворении заявления ей отказали, а в начале января 2009 года уголовное дело было возбуждено в отношении самой Поляковой.
Ольга Козулина вспоминает, что Яна Полякова всегда отличалась целеустремленностью и максимализмом в достижении намеченной цели.

Ольга Козулина: Мне она показалась очень порядочной и очень самоотверженной. Потому что когда мы говорили – Яна, ты понимаешь, какие у тебя могут быть последствия (в общем-то, мы об этом предупреждали каждого, кто с нами начинал работать). Она приехали из Солигорска, жила в Минске, собирала за меня здесь подписи. И самое главное, что мы знали совершенно точно - если пошла Яна собирать подписи, она не только выполнит план, но и сделает больше остальных. Настолько она была ответственна и очень активна.

Игорь Карней: Председатель организации "Правовая помощь населению" Олег Волчек уверен - есть все основания возбудить по факту гибели Яны Поляковой уголовное дело по статье "Доведение до самоубийства". Юрист по профессии, Полякова являлась активисткой организации, сотрудничала с другими правозащитными движениями. Такая активность, вполне естественно, властям не нравилась.

Олег Волчек: Она специалист у нас была по трудовым, земельным, наследственным вопросам. Так же вела предпринимательские дела. Притеснения начались после того, когда она стала активно участвовать в кампании по освобождению политзаключенного Александра Козулина. Пикеты, митинги проводила, листовки распространяла. Вот тогда начали вызывать в милицию, оказывалось давление психологическое.

Игорь Карней: Олег Волчек вспоминает, что последний раз разговаривал с Поляковой за день до ее смерти. По словам Волчека, Яна была подавлена. Эмоционально заявляла, что лучше смерть, чем тюрьма.
Правозащитники не исключают, что трагическую лепту в радикальное решение Яны Поляковой внесла статья, опубликованная 6 марта в газете администрации президента "Советская Белоруссия". Анонимный автор в ехидной манере рассказывал, как, пытаясь "сорвать бурные аплодисменты", солигорская оппозиционерка для "самопиара" придумала историю об избиении в отделении милиции. Правозащитница Раиса Михайловская надеется, что, возможно, хотя бы сейчас автору тех строк не до смеха.

Раиса Михайловская: Это большая потеря для белорусского правозащитного движения. В последнее время Яна была сильно морально подавлена. Это было связано с неприятностями, с преследованиями. Недавно над ней состоялся суд, ей присудили 2,5 года исправительных работ. Конечно, это очень морально давило. Ее обвинили в ложном доносе, но она никогда не считала себя виновной, отказалась писать кассационную жалобу. К сожалению, она вышла из ситуации именно таким образом.

Игорь Карней: Яна Полякова похоронена в Солигорске, где до последнего времени жила вместе с матерью. Попрощаться с правозащитницей приехали демократические активисты, среди которых Людмила Грязнова, Вячеслав Сивчик, Ольга Козулина, Олег Волчек, Александр Макаев и другие.

XS
SM
MD
LG