Ссылки для упрощенного доступа

50 лет со дня восстания в Тибете против Китая


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.

Михаил Саленков: Сегодня - 50 лет восстания тибетцев против Китайской Народной Республики. Китайская армия вторглась в Тибет еще в 1950 году, однако в течение девяти последующих лет - под политическим и военным контролем китайцев - духовным лидером тибетцев оставался Далай-лама XIV. Во второй половине 50-х власть коммунистического китайского руководства в Тибете усилилась, а выступления тибетцев подавлялись с невероятной жестокостью. 10 марта 1959 года, ровно полвека назад, несколько сот тысяч тибетцев окружили дворец своего лидера в Лхасе, опасаясь за его жизнь и свободу. Сопротивление в Тибете, тлевшее несколько лет, превратилось в широкомасштабное восстание, которое, однако, в конце концов, потерпело неудачу. Далай-лама был вынужден бежать из столицы и укрыться на территории Индии. Действия китайских властей в Тибете многие историки и правозащитники называют "геноцидом". Далай-лама и правительство Тибета в изгнании обосновалось в североиндийском городе Дхарамсала. Лидер тибетцев чрезвычайно популярен во всем мире - его известность и активная борьба за права Тибета сильно раздражают китайские власти, которые обвиняют его в экстремизме и сепаратизме. Правительство в изгнании уже не выступает за независимость Тибета - оно требует предоставления широкой автономии и соблюдения прав тибетцев. Корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский побеседовал с редактором сайта Центра тибетской культуры и информации Юлией Жиронкиной.

Юлия Жиронкина: В 1954-1955 годах Далай-лама провел встречи с большинством представителей китайской Компартии и тогда он получил заверения о том, что даже в случае создания тибетского автономного района, о котором шла речь на тот момент, тибетская культура, тибетская самобытность, религия будут в полной мере сохранены. Однако, к сожалению, все эти заверения впоследствии оказались неподтвержденными реальными фактами. Это привело к насильственному приведению в жизнь так называемых "демократических реформ", которые, опять же, начались с провинций Кхам и Амдо, распространились на Центральный Тибет и привели к немыслимому хаосу и разрушениям на территории всего Тибета.

Максим Ярошевский: Многие называют это бегством, а кто-то - изгнанием.

Юлия Жиронкина: Тибетцы придерживаются все-таки термина "изгнание" и тибетское правительство носит название тибетское правительство в изгнании. Однако, безусловно, это добровольный уход в изгнание его святейшества Далай-ламы. Он уходил вместе с министрами, это была небольшая партия, с большим трудом они преодолели гималайские хребты и нашли прибежище в Индии, где, собственно, правительство в изгнании на сегодняшний момент и существует, действует и отстаивает позиции тибетского народа, будь то внутри Тибета или вне Тибета.

Максим Ярошевский: Хотя бы гипотетически возможно себе представить, чтобы Далай-лама вернулся в Тибет?

Юлия Жиронкина: Я думаю, если вы спросите любого тибетца, где бы он сегодня ни находился, живет он в Тибете или в изгнании, конечно, их чаяние, их желание состоит в том, чтобы Далай-лама вернулся, дал духовное руководство и благословение своему народу. Насколько это возможно на сегодняшний момент, судить пока трудно, потому что тибетской стороной Китаю предложен так называемый меморандум о достижении подлинной автономии, который должен быть рассмотрен, и по результатам этого рассмотрения может быть принято решение о том, будет ли Далай-лама возвращаться в Тибет или нет. Возвращаться в Тибет просто на условиях тотального контроля со стороны Коммунистической партии бессмысленно. Он тем самым не сможет реализовать нужды и чаяния тибетского народа.

Максим Ярошевский: Вы как-то можете объяснить позицию Китая?

Юлия Жиронкина: Позиция Китая в отношении Тибета однозначна: это огромное пространство, это около одной трети сегодняшней территории КНР. Конечно, Китай крайне опасается отделения Тибета, достижения независимости и этим страхом продиктованы все те действия, которые на сегодняшний момент мы наблюдаем со стороны китайского правительства. Однако если в действительности КНР стремится к территориальной целостности, о которой Ху Цзиньтао постоянно говорит в прессе, то, безусловно, необходимо рассмотреть условия, выдвинутые тибетцами в этом меморандуме. Потому что эти условия, которые, собственно, были написаны, с соглашения и при совете его святейшества Далай-ламы, это те условия, которые представляют подлинную основу для достижения территориальной целостности.

Максим Ярошевский: По вашему мнению, кто может помирить Тибет с Китаем?

Юлия Жиронкина: Это очень сложно говорить на сегодняшний момент. На самом деле Далай-лама, как вы знаете, очень много путешествует по миру, и он обращается за помощью к мировому сообществу в целом. Наверное, только в том случае, если большинство стран примут тибетскую проблему серьезнее, чем они принимают на сегодняшний момент, если мы будем говорить о каких-то сплоченных действиях разных стран, то что-то можно сделать.
XS
SM
MD
LG