Ссылки для упрощенного доступа

Путешествие в Древний Рим.





Александр Генис: Я всегда хотел попасть в древний Рим, хотя и современный мне очень нравится. Но в античном была особая стать. Жизнь с ним кажется торжественной - как с вином. С раннего детства я принимал римскую историю лошадиными дозами и до сих пор думаю, что классическая стадия - неизбежная фаза в эволюции эмбриона на пути от земноводного к пенсии. Я искал урок героизма у Плутарха, а не в “Молодой гвардии”, как уговаривала меня школа. Я тосковал по гимназической античности. Я готов был учиться даже у “Человека в футляре”. Уже студентом, нахальным и безалаберным, я прилежно зубрил безумное третье склонение, которое ведет себя не лучше Калигулы. Мне снился Форум, и я мечтал пройтись по нему в те времена, когда там носили не джинсы, а тоги.
Не удивительно, что меня захватил проект американских компьютерщиков, которые создали виртуальный Рим и позволили всем желающим - когда угодно и совсем бесплатно - гулять по Вечному городу эпохи императора Константина. Сегодня “Американский час” имеет честь беседовать с гостем - с лидером этого восхитительного проекта Беранрдом Фришером. Директор Института современной технологии на службе человечества при университете штата Виргиния, последние тридцать лет он с группой ученых занимался созданием интернет-сайта, показывающего древний Рим в трех измерениях. Доктора Фришера расспрашивает наш корреспондент Ирина Савинова.

Ирина Савинова: Сегодня с помощью программы “Google Earth” можно не только посетить любую точку земного шара, но и побывать в космосе. Ваш проект уводит посетителя в глубь веков, в виртуальный древний Рим. Расскажите нам о Вашем проекте “Древний Рим в трех измерениях”.

Бернард Фришер: Целью нашего проекта было создание трехмерной цифровой модели древнего города Рим. Мы иллюстрируем историю города со времен первого поселения позднего бронзового периода, приблизительно за тысячу лет до нашей эры, до его разрушения в ранние Cредние века.

Ирина Савинова: Для кого предназначается Ваш проект? Кто его посетители?

Бернард Фришер: Предполагалось, что пользователями сайта могут быть представители самых разнообразных слоев общества - от маленьких детей до умудренных сединами ученых. Включая всех, кто не попал в эти две категории, и, конечно, широкую публику и туристов. Проект имеет два лица: интернет-сайт с адресом www.romereborn.virginia.edu и страницу, посвященную Риму 320-го года, размещенную на сайте “Google Earth”, под названием “Ancient Rome 3D”. Найти ее легко, сделав запрос в поисковой системе “Google” на “Ancient Rome 3D”. Мы также отдали одной итальянской компании в Риме право использовать наш сайт для ориентации туристов. Они купили здание напротив Колизея, бывший кинотеатр, полностью перестроили его и показывают фильм, сделанный на основе нашего проекта. Туристы могут, посмотрев фильм о древнем Риме, перейти улицу и сравнить с увиденным настоящий Колизей, Форум и археологический парк в центре современного Рима. Цифровой вариант вообще можно использовать многими способами, и мы это делаем.


Ирина Савинова: Из всей истории этого великого города был выбран период правления Константина Великого. Почему?

Бернард Фришер: Мы последовали рекомендациям, данным нам ученым советом. Из 16-ти веков истории развития города они рекомендовали период правления Константина Великого по нескольким причинам. Первая – в любой археологической раскопке последний слой лучше всего сохранен. Также многие главные здания в Риме были построены именно во время правления Константина Великого. Но когда он перенес столицу империи в Константинополь, строительные проекты в Риме были приостановлены и практически закрыты. Так что 320-й год, приходящийся приблизительно на середину его правления, соответствует именно расцвету градоустройства Рима. Археологи, находя руины зданий именно этого периода, собрали больше всего информации именно об этой фазе римского зодчества, характерного невероятной красотой и размахом.

Ирина Савинова: Работа над проектом включала сотрудничество со многими специалистами. В точности воспроизведения исторических деталей можно не сомневаться?

Бернард Фришер: Как говорят итальянцы, “одной жизни мало, чтобы узнать Рим”. И один ученый не может показать его историю сам. Одних домов этого периода - 7 тысяч. Потому мы полагались на опыт и помощь многих и многих групп ученых, дававших нам скрупулезные рекомендации по каждому отдельному зданию, этажу, памятнику, району города. Нам повезло: ни один ученый не отказался сотрудничать. Им помогали специалисты-компьютерщики, которые превращали словесные рекомендации в цифровое изображение. Наша цель была точность воспроизведения и аутентичность, подтвержденные и заверенные лучшими учеными мира.

Ирина Савинова: Учитывая число участников проекта, не приходится гадать о его стоимости.

Бернард Фришер: Мне часто задают этот вопрос. Я никогда не подсчитывал стоимость. Не складывал в одну сумму все денежные пожертвования и гранты. И точной цифры назвать не могу. Думаю, на проект мы потратили 3-4 миллиона долларов за последние 12 лет, когда проект начал приобретать более четкие очертания на экране компьютера. До этого мы занимались исследовательской работой, на это много денег не требовалось.


Ирина Савинова: Как можно судить о точности воспроизведения исторических атрибутов? Не похожи ли ваши имиджи на голливудские?

Бернард Фришер: На экране наши имиджи выглядят очень убедительно и фотографически, помните: ведь мы старались передать все как можно точнее.
“Не слишком ли убедительно все выглядит?”, - вот, пожалуй, какой вопрос нам могут задать. Отвечая на него, нужно принять во внимание скудное количество материала, на который можно было положиться. По форме фундамента можно судить о целой структуре здания. Кусочки штукатурки подскажут, как придать структуре более реалистический вид. Собственно мы проделали работу археологов.
В Риме сохранились 250 зданий. Во времена Константина их было 7 тысяч. Из чего создать недостающие 6750 структур? На наше счастье до нас дошли два каталога всех зданий Рима IV-го века, то есть, времени правления Константина. И в этих каталогах перечисляются частные дома, многоквартирные здания, пекарни, прачечные, парикмахерские, склады, – все, из чего сложились 14 районов города.
Это позволило аккуратно следовать плану города и разместить по нему дома. Как выглядели отдельные здания, мы только догадывались и потому создали по несколько вариаций на тему того или иного типа зданий. Они стоят там, где стояли в IV-м веке, но за точность деталей мы отвечать не можем.

Ирина Савинова: Нет ли планов воссоздания других городов и исторически важных мест?

Бернард Фришер: Мы поделились своим технологическим процессом с другими странами. На свете есть много исторически примечательных мест, которые хочется воспроизвести. У каждой страны есть такие. Наш институт будет принимать в Шарлоттсвиле участников съезда ученых, применяющих компьютерные технологии в археологии. О желании участвовать в конгрессе заявили более 400 ученых. Среди трехмерных проектов - и Киото, и «Запретный город» Пекина, и Мачу-Пикчу, и другие места в Южной Америке. Многие ученые мира занимаются трехмерным моделированием исторических памятников вроде «нашего» Рима.
Мы получили щедрое федеральное финансирование трехмерного цифрового проекта «Колониальный Уильямсбург». Напомню, что Уильямсбург был столицей Виргинии времен американской революции. Мы закончили моделирование имения возле Шарлоттсвиля президента Джеймса Мэдисона, «Отца американской конституции». Многие годы мы пытаемся запустить проект «Возрожденный Иерусалим», в сотрудничестве с местным университетом. Но пока проект остается проектом. Хорошо, если меня слышит какой-нибудь филантроп, желающий посетить модель Иерусалима.

Ирина Савинова: А куда Вы сами хотели бы отправиться, на своей «машине времени»?

Бернард Фришер: Я хотел бы увидеть восстановленным Монте-Альбан в долине Оахака, в Мексике – город, достигший последнего расцвета в VII-м веке. Архитектура удивительная: там даже есть обсерватория. Я бы хотел войти в модель Афин – я все-таки античник, классицист. Побывать на Мачу-Пикчу. Посетить средневековый Киото. Как видите, круг интересов у меня довольно эклектичный. Я - как ребенок в кондитерском магазине.
В списке проектов, которые я хотел бы осуществить, упомяну Санкт-Петербург, «Северную Венецию». Это город, которым я восторгаюсь и давно мечтал посетить. В прошлом году я в нем побывал и увидел воочию тесную связь России и Италии, отметил, насколько восприимчивой оказалась Россия к итальянской культуре и архитектуре. Музеи, дворцы и каналы так интересно было бы воссоздать их в трехмерном проекте. Показать город сегодня и когда он строился. Да, я хотел бы сделать модель Петербурга.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG