Ссылки для упрощенного доступа

Почему "Другой России" не удается организовать массовые акции протеста


Марш несогласных в Москве, декабрь 2008
Марш несогласных в Москве, декабрь 2008

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие член бюро движения "Солидарность" Илья Яшин.

Андрей Шарый: По всему получается, что акции оппозиции на сей раз не будут слишком многочисленными. Может быть, движение "несогласных" выдыхается? Этот вопрос я задал молодому политику и активному демонстранту, ныне члену бюро движения "Солидарность" Илье Яшину.

Илья Яшин: У нас было обсуждение на бюро нашего отношения к "Дням несогласных". Мы в принципе поддерживаем цели, которые заявляют участники, но как движение "Солидарность" в этих мероприятиях участия не принимает. У нас свои есть акции протеста. Но я уверен, что довольно много наших активистов 12 числа выйдут на московские улицы.

Андрей Шарый: А почему "Солидарность" приняла решение не участвовать в такого рода акциях вместе с "Другой Россией"?

Илья Яшин: Просто "Солидарность" не входит в коалицию "Другая Россия", при этом мы абсолютно дружелюбно относимся к этим акциям. Мы считаем, что люди имеют абсолютное право защищать свои права на улицах городов. "Солидарности" несколько иная коалиция. У нас просто своя акция. На самом деле, многие люди из руководства "Солидарности" входят в руководство "Другой России". Тут нет никакого противоречия, не нужно искать каких-то разногласий между нами особых. Просто мы занимаемся немножко разными делами. "Другая Россия" - это такая право-левая коалиция, а "Солидарность" пытается состояться как коалиция объединенных демократов.

Андрей Шарый: Запрещенная уже Национал-большевистская партия Эдурда Лимонова это ваши союзники или нет теперь?

Илья Яшин: Мы очень разные с "лимоновцами". У нас расходятся понимания целого ряда ключевых вопросов, которые касаются российской политики, экономики. Но очевидно, что в нынешних условиях мы находимся с нацболами по одну сторону баррикад, потому что нас всех одинаково бьют на митингах, нас всех одинаково задерживают, против нас одинаково проводят кампании прессинга со стороны правоохранительных органов. Мы, конечно, очень разные, у нас совершенно разные программы. И если в России когда-нибудь будет свободный парламент и в нем будут представлены демократы и "лимоновцы", мы, конечно, вряд ли сможем быть в одной фракции, и будем вести ожесточенные споры по большинству вопросов.

Андрей Шарый: На акции оппозиции и так не выходят десятки тысяч граждан. В лучшем случае несколько тысяч. Не получается ли так, что распыляются силы и без того немногочисленной оппозиции?

Илья Яшин: Я бы так не сказал. По моим ощущениям в ближайшее время число людей, выходящих на акции протесты будут расти. Это будет во многом связано с напряженной социальной ситуацией, которая, видимо, усугубиться в этом году. Поддерживать уличную активность, я считаю, довольно важно. Другой вопрос, что, конечно, оппозиции имеет смысл сосредоточиться на проведении крупных уличных акций протеста, показывать, что за нами есть массовая поддержка людей, что, в общем, правда. Власть тоже это понимает, поэтому делает все для того, чтобы оппозиции выглядели малочисленными. Людей запугивают, людей избивают на этих акциях. Поэтому, конечно, пока десятки тысяч не выходят на акции протеста.

Андрей Шарый: Вот даже либеральные политологи считают, что главная сила, которая может поднять народ на какие-то широкие акции протеста, не политизированная организация, а какие-то социальные группы интересов, типа вот этого движения ТИГР, профсоюзы, может быть. Вот они пойдут на гребне этой волны.

Илья Яшин: Я в значительной степени согласен с этим, но, я считаю, что все эти движения возрождающегося гражданского общества, группы по интересам - это наши основные союзники. Мы, собственно, довольно много сил и времени уделяем попыткам наладить с ними диалог, тесное сотрудничество. Собственно, многие люди из ТИГРа входят в "Солидарность". На нашем митинге выступали представители ТИГРа в Москве. Этим инициативным группам тоже интересно находить каких-то крупных союзников. По одиночке ни у кого ничего никогда не получается. Именно поэтому зачастую представители этих профсоюзов, инициативных групп сами выходят, сами пытаются наладить с нами диалог. Недавно я, например, встречался вместе со своими товарищами по "Солидарности" с представителями железнодорожного профсоюза. Уж тем более это актуально в регионах, где люди, вообще, зачастую оказываются один на один с омоновцами, один на один с властью. "Солидарность" ставит перед собой задачу - стать таким общероссийским профсоюзом всех нормальных людей и стать, если угодно, таким политическим зонтиком, политической крышей для этих инициативных групп, для возрождающегося гражданского общества.

XS
SM
MD
LG