Ссылки для упрощенного доступа

США ведут консультации о перспективах военной операции в Афганистане


Вице-президент США Джо Байден
Вице-президент США Джо Байден

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Андрей Шарый: Вице-президент США Джо Байден встретился сегодня в Брюсселе с представителями стран-членов НАТО. В центре внимания была ситуация в Афганистане и Пакистане, где силы НАТО участвуют в борьбе с экстремистами. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Данила Гальперович: Джо Байден впервые участвовал в заседании Северо-Атлантического Совета в качестве вице-президента США, и был принят Генеральным секретарем НАТО со всей возможной теплотой. Яап де Хооп Схеффер отметил, что новое руководство США ведет с НАТО очень интенсивный диалог, что вполне соответствует истине. Только что в Брюсселе побывала госсекретарь США Хиллари Клинтон, визит которой в Европу включал не только посещение штаб-квартиры НАТО, но и переговоры с министром иностранных дел России.
Главной же темой бесед Джо Байдена в НАТО была операция североатлантического союза в Афганистане и ситуация в Пакистане, который для западной коалиции становится не самым надежным партнером. По окончании переговоров вице-президент США эмоционально описывал журналистам, зачем вообще НАТО нужно что-то делать в Афганистане и Пакистане.

Джо Байден: Я знаю, что люди в Европе и люди в моей стране устали от войны, они устали от этой войны, и они часто задают вопрос, почему мы должны посылать наших солдат и наше достояние так далеко от дома. Но мы знаем, что именно из той области, где соединяются Пакистан и Афганистан, планировалось и произошло 11 сентября 2001 года. Мы знаем, что в том же самом районе экстремисты планировали практически все основные террористические атаки на Европу и нападение на Мумбай. Мы знаем, что именно в этом районе "Аль-Каида" и ее союзники-экстремисты восстанавливают свои силы и замышляют новые зверства против нас. Как лидеры, которым наши сограждане доверили свою безопасность, ни один, ни один, ни один из нас не может отрицать, что в XXI веке появились новые угрозы, с которыми приходится иметь дело. И никто из нас не уйдет от ответственности за то, чтобы противостоять этим угрозам.

Данила Гальперович: Журналисты сразу же спросили Джо Байдена, что имел ввиду президент США Барак Обама, говоря о возможности некоего соглашения с какими-то умеренными талибами. У второго человека в администрации США был готов ответ.

Джо Байден: Пять процентов движения "Талибан" – это убежденные люди, и с ними ничего нельзя сделать, кроме как воевать и победить. Еще 25 процентов, по моему мнению, не вполне уверены в такой уж своей тесной привязанности к повстанческой деятельности. И около 70 процентов воюют за деньги, им за это платят. Дальше, есть очевидные вещи, например, как вы знаете, большинство талибов – пуштуны, и в Пакистане живет 60 процентов пуштунов, в Афганистане – только сорок. И в разных местах могут быть разные цели и настроения, так что это вполне заслуживает изучения. Какие договоренности могут быть – пока за пределами того, что я знаю, но все, что может быть инициировано, должно быть инициировано афганским правительством.

Данила Гальперович: В публичных комментариях по поводу встречи ни Джо Байден, ни Генсек НАТО Яап де хооп Схеффер Россию не упоминали. Тем не менее, именно в связи с Афганистаном НАТО готово к разговору с Москвой о сотрудничестве. Для североатлантического альянса такое партнерство будет выгодно, считает военный аналитик Павел Фельгенгауэр:

Павел Фельгенгауэр: В 2001 году, когда Запад под американским руководством начал операцию в Афганистане, мы, Россия, активно ей способствовала. Мы поставили большое количество оружия, да и инструкторы наши помогали северному альянсу в свержении режима талибов, которые тогда виделись главной угрозой стабильности бывшей советской Средней Азии. Тогда же Москва не возражала против размещения в регионе американских баз. После этого в последующие годы в основном снабжение западно-американского контингента в Афганистане шло через Пакистан. Это удобнее. Там море недалеко. Но теперь, поскольку в Пакистане ситуация становится все хуже и хуже, то пусть становится больше проблемой, чем каналом для снабжения. А новая администрация в Вашингтоне Барака Обамы сделала Афганистан и усиление там борьбы с талибами главной частью своей внешней политики. И становится жизненно важным снабжение с севера, которое в последние годы было в общем вспомогательным. И тут важна роль России. Без России тут можно, но достаточно сложно. Можно там через Грузию, через Азербайджан, через Каспийское море, потом через Казахстан, но это перегружать... Если это наземным, морским, а потом опять наземным транспортом, достаточно сложно. Проще из Европы через Россию, а потом Казахстан и Узбекистан.

Данила Гальперович: Однако в самой целесообразности проведения операции в Афганистане с переносом туда акцента внешней политики администрации Барака Обамы Павел Фельгенгауэр сильно сомневается. По словам военного эксперта, пока и высказывания насчет умеренных талибов, и остальные шаги Белого дома в этом направлении сильно напоминают действия администрации Джимми Картера, который во внешней политике действовал с переменным успехом. Однако в Вашингтоне, видимо, уверены, что Афганистан - дело тонкое, но делать его надо.

XS
SM
MD
LG