Ссылки для упрощенного доступа

Судья, рассматривающий новое дело Ходорковского и Лебедева, рассмотрит сразу все ходатайства сторон


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Михаил Саленков: Сегодня в Хамовническом суде Москвы возобновляются предварительные слушания по новому делу против бывших совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Как известно, слушания проходят в закрытом режиме, и о том, что происходит в зале судебных заседаний, журналисты узнают лишь от адвокатов подсудимых. В суде работает наш корреспондент Марьяна Торочешникова.
Марьяна, здравствуйте. Известно ли, что запланировано на сегодня, и как долго могут длиться предварительные слушания?

Марьяна Торочешникова: Адвокаты ничего не сообщили журналистам перед началом сегодняшних слушаний. Можно предположить, что вслед за принципиальным уже заявленным накануне ходатайством о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления в действиях Михаила Ходорковского и Платона Лебедева может последовать ходатайство о прекращении уголовного преследования в связи с истечением срока давности по одному из инкриминируемых бывшим совладельцам ЮКОСа эпизодам. Вообще, конечно, сейчас, пожалуй, достаточно парадоксальная ситуация, поскольку судья Виктор Данилкин, рассматривающий новое дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, похоже, решив ускорить события, заявил сторонам о намерении рассматривать сразу все ходатайства, которые имеются у участников процесса, и в итоге вынести одно общее решение. При таком раскладе адвокаты вынуждены заявлять все подготовленные к слушаниям ходатайства, и это приводит, во-первых, к подаче взаимоисключающих прошений. Потому что, если, с одной стороны, адвокаты говорят о необходимости прекратить уголовное преследование в связи с отсутствием в действиях своих подзащитных состава преступления, а на следующий день заявляют ходатайство о прекращении дела по не реабилитирующим обстоятельствам, за истечением срока давности, то у государственных обвинителей появляются неплохие козыри в руках, поскольку они могут парировать все доводы адвокатов тем, что "вот видите, вы же в прошлом ходатайстве вообще не признавали вины своих подзащитных, а теперь уже говорите, что надо дело прекращать за истечением срока давности. Ну, и потом это все, конечно, растягивает предварительные слушания, просто потому что адвокаты вынуждены заявлять все ходатайства, поскольку не знают реакции судьи на свои заявления. Поэтому сейчас можно только догадываться о том, как долго продлится этот этап судебного разбирательства. И все это время журналисты будут вынуждены оставаться за закрытыми дверями, потому что, по закону, предварительные слушания проходят в закрытом режиме.

Михаил Саленков: Марьяна, а с какой степенью уверенности можно говорить о том, что по окончании этих закрытых предварительных слушаний прессу допустят в зал?

Марьяна Торочешникова: В этом нет никаких сомнений, поскольку в деле нет никаких тайн, никаких документов, помеченных грифом "Секретно". Более того, нам, журналистам, выделили специальный зал, куда будет вестись прямая аудио- и видеотрансляция. И мы уже разговаривали с сотрудниками суда, они говорили, что в принципе зал судебных заседаний позволяет вместить достаточно большое количество людей, которые те журналисты, которые не захотят следить за ходом процесса по телетрансляции, смогут присутствовать в зале, непосредственно находиться там и все слышать. То есть с этим проблем не будет. Другое дело - когда уже начнутся слушания по существу. Ответ на этот вопрос сейчас вряд ли кто даст.

Михаил Саленков: Марьяна, а сегодня много журналистом следит за ходом процесса? Сколько ваших коллег работает в суде?

Марьяна Торочешникова: Вы знаете, сегодня их гораздо больше, чем было на прошлой неделе. Ну, гораздо - это я, конечно, преувеличиваю, но, может быть, человек 10-12 и несколько стоят перед зданием суда, их не пускают, стоит около 5-6 камер, то есть с телеканалов люди сюда приехали. Но не так много, как их было в первый день, когда просто все коридоры, все лестницы в здании Хамовнического суда были заполнены журналистами.
XS
SM
MD
LG