К 2010 году в Москву планируют завершить реконструкцию театра "Геликон-опера", расположенного в старинной усадьбе. Руководство театра считает этот проект щадящим. У представителей общественных организаций, занимающихся спасением памятников архитектуры, иное мнение.
Усадьба княгини Стрешневой-Глебовой-Шаховской на Большой Никитской является объектом культурного наследия федерального значения. Работы, которые ведет здесь руководство "Геликон-оперы", вызывают у координатора общественного движения "Арх-надзор" Константина Михайлова и его единомышленников большую тревогу:
- Это городская усадьба, всем известный классический зеленый дом, где когда-то в советские годы располагался Центральный дом медика. С замечательнейшим внутренним усадебным двором, оформленным в конце XIX века в древнерусском стиле архитектором Терским, - учителем Шехтеля. С парадным шатровым крыльцом, с надвратной башней над аркой, которая ведет в следующий двор.
- До наших дней здание дошло без перестроек?
- Сама усадьба - XVIII века. А в последней трети 19-го столетия ее владелица перестроила внутренний двор и создала вот этот впечатляющий ансамбль в древнерусском стиле. Парадный фасад усадьбы, выходящий на Большую Никитскую, остался классическим.
- С тех пор ничего не менялось?
- Пока что - да. Но в начале этого года в усадьбе начались работы - которые, на наш взгляд, угрожают ее сохранности и могут обернуться полным искажением композиции, утратой значительных ее частей. Главный дом подвергается реставрации; а вот внутренние дворы усадьбы и ее дворовые флигеля - как раз реконструкции. По проекту внутренний двор усадьбы, в котором выкапывается котлован, становится новым зрительным залом музыкального театра "Геликон-опера". Дворы усадьбы перекрываются, от всех внутренних флигелей остаются только фасадные стены. Фактически на территории усадьбы осуществляется постройка нового здания сценической коробки для театра, которая встраивается между существующими историческими усадебными зданиями.
Худрук "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман сейчас ставит спектакль в Риме, связаться с ним не удалось. Но вот цитата из недавнего интервью режиссера газете "Известия": "Уже сейчас практически отреставрированы помещения по Большой Никитской, а изменения, которые действительно коснутся внутреннего двора, просчитаны до сантиметра. Все дополнительные помещения уходят под землю, и ничего не надстраивается! Да, двор будет перекрыт крышей, но именно это и спасет его от разрушения".
- Работы по сносу уже, к сожалению, начались, - утверждает Константин Михайлов в интервью Радио Свобода. - Была разобрана часть фасадов флигеля, выходящего в Калашный переулок. По разным версиям, это проделано для того, чтобы во двор могла проехать строительная техника либо для того, чтобы туда можно было внести сложную сценическую машинерию. А новая сценическая коробка будет фактически построена на месте дворов усадьбы. Такие виды работ, как реконструкция и как новое капитальное строительство, напрямую запрещены действующим городским законом о памятниках истории и культуры...
Михайлов также указывает на странные изменения в соответствующем документе правительства Москвы:
- Первоначальное распоряжение мэрии задним числом подверглось редактуре. Там дословно написано, что вместо слова "реконструкция" следует писать "реставрация с приспособлением", а вместо слова "строительство" -"реставрация", но от этого суть работ и самого проекта никоим образом не изменилась. Заключение, скажем, Мосгорэкспертизы на проект "реставрации" усадьбы прямо говорит: проект предусматривает строительство нового четырехэтажного здания музыкального театра.
Константин Михайлов настаивает: пока работы не зашли слишком далеко, нужно ограничиться только реставрацией.
Усадьба княгини Стрешневой-Глебовой-Шаховской на Большой Никитской является объектом культурного наследия федерального значения. Работы, которые ведет здесь руководство "Геликон-оперы", вызывают у координатора общественного движения "Арх-надзор" Константина Михайлова и его единомышленников большую тревогу:
- Это городская усадьба, всем известный классический зеленый дом, где когда-то в советские годы располагался Центральный дом медика. С замечательнейшим внутренним усадебным двором, оформленным в конце XIX века в древнерусском стиле архитектором Терским, - учителем Шехтеля. С парадным шатровым крыльцом, с надвратной башней над аркой, которая ведет в следующий двор.
- До наших дней здание дошло без перестроек?
- Сама усадьба - XVIII века. А в последней трети 19-го столетия ее владелица перестроила внутренний двор и создала вот этот впечатляющий ансамбль в древнерусском стиле. Парадный фасад усадьбы, выходящий на Большую Никитскую, остался классическим.
- С тех пор ничего не менялось?
- Пока что - да. Но в начале этого года в усадьбе начались работы - которые, на наш взгляд, угрожают ее сохранности и могут обернуться полным искажением композиции, утратой значительных ее частей. Главный дом подвергается реставрации; а вот внутренние дворы усадьбы и ее дворовые флигеля - как раз реконструкции. По проекту внутренний двор усадьбы, в котором выкапывается котлован, становится новым зрительным залом музыкального театра "Геликон-опера". Дворы усадьбы перекрываются, от всех внутренних флигелей остаются только фасадные стены. Фактически на территории усадьбы осуществляется постройка нового здания сценической коробки для театра, которая встраивается между существующими историческими усадебными зданиями.
Худрук "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман сейчас ставит спектакль в Риме, связаться с ним не удалось. Но вот цитата из недавнего интервью режиссера газете "Известия": "Уже сейчас практически отреставрированы помещения по Большой Никитской, а изменения, которые действительно коснутся внутреннего двора, просчитаны до сантиметра. Все дополнительные помещения уходят под землю, и ничего не надстраивается! Да, двор будет перекрыт крышей, но именно это и спасет его от разрушения".
- Работы по сносу уже, к сожалению, начались, - утверждает Константин Михайлов в интервью Радио Свобода. - Была разобрана часть фасадов флигеля, выходящего в Калашный переулок. По разным версиям, это проделано для того, чтобы во двор могла проехать строительная техника либо для того, чтобы туда можно было внести сложную сценическую машинерию. А новая сценическая коробка будет фактически построена на месте дворов усадьбы. Такие виды работ, как реконструкция и как новое капитальное строительство, напрямую запрещены действующим городским законом о памятниках истории и культуры...
Михайлов также указывает на странные изменения в соответствующем документе правительства Москвы:
- Первоначальное распоряжение мэрии задним числом подверглось редактуре. Там дословно написано, что вместо слова "реконструкция" следует писать "реставрация с приспособлением", а вместо слова "строительство" -"реставрация", но от этого суть работ и самого проекта никоим образом не изменилась. Заключение, скажем, Мосгорэкспертизы на проект "реставрации" усадьбы прямо говорит: проект предусматривает строительство нового четырехэтажного здания музыкального театра.
Константин Михайлов настаивает: пока работы не зашли слишком далеко, нужно ограничиться только реставрацией.