Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Медведев пытается играть роль посредника в делах российского бизнеса


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Андрей Шароградский: Президент России Дмитрий Медведев, судя по всему, все активнее пытается играть роль контролера и посредника в делах российского бизнес-сообщества. Накануне президент временно разрешил спор между "Альфа-групп" и структурами Олега Дерипаски. Перед этим Медведев рассказал предпринимателям об основных правилах существования бизнеса во время кризиса. Тему продолжит мой коллега Данила Гальперовича.

Данила Гальперович: Дмитрий Медведев стал решительнее помешивать ложкой в большом котле российского бизнеса, участвуя в разрешении конфликтов между миллиардерами. Еще недавно российские масс-медиа наводнила информация о том, что именно при вмешательстве президента России не состоялось поглощение структурами предпринимателя Алишера Усманова предприятий Олега Дерипаски и Владимира Потанина. А на этой неделе еще новость. Дмитрий Медведев лично вмешался в конфликт Олега Дерипаски и "Альфа-групп", побеседовав с главой "Альфы" Михаилом Фридманом. Подробнее о споре между акулами российского бизнеса в материале Ивана Трефилова.

Иван Трефилов: Во вторник президент Дмитрий Медведев встретился с председателем совета директоров "Альфа-групп" Михаилом Фридманом. Согласно официальным сообщениям, в ходе разговора обсуждались вопросы, "связанные с сохранением существующих и созданием новых рабочих мест на предприятиях консорциума в условиях кризиса". Однако, как пишет газета "Ведомости", на встрече президент говорил и об отношениях "Альфа-банка" с холдингом "Базовый элемент", контролируемым Олегом Дерипаской.
Содержание этого разговора предугадать не сложно. Днем ранее глава государства обрушился с критикой на коммерческие банки, кредитующие реальный сектор экономики и уже сталкивающиеся с неплатежами по кредитам. Он, в частности, назвал недопустимой "ситуацию, когда та или иная организаций, пусть даже имеющая правомерный набор требований, способна остановить работу крупного холдинга". Названия компаний Дмитрий Медведев при этом не называл.
Однако известно, что "Альфа-банк" сегодня занимает одну из наиболее жестких позиций по отношению к своим должникам, в том числе, и к "Базовому элементу". С начала 2009 года "Альфа-банк" уже подал несколько судебных исков к "Базовому элементу" о взыскании просроченных платежей на общую сумму 2,5 миллиарда рублей или более 70 миллионов долларов в пересчете. Причем такие иски поданы против ведущих компаний "Базового элемента" - двух заводов "Российского алюминия", а также автомобильной группы "ГАЗ".
По итогам разговора у Дмитрия Медведева глава "Альфа-Групп" Михаил Фридман и владелец "Базового элемента" Олег Дерипаска распространили заявление, в котором отрицают наличие конфликта между ними. Что касается дела, то здесь стороны сообщили о совместном поиске "оптимального выхода из ситуации, связанной с погашением кредитных обязательств".
Впрочем, личные комментарии Фридмана и Дерипаски свидетельствуют о том, что полного согласия бизнесмены пока так и не достигли. Глава "Базового элемента", ссылаясь на экономический кризис, выражает надежду на "изменение условий уже заключенных договоров, позволяющее рассчитывать на понимание со стороны кредиторов и партнеров". Михаил Фридман же, говоря о готовности "Альфа-банка" поддержать своих партнеров, делает очень важную оговорку: "Единственное, чем мы не можем позволить себе рисковать - это безопасностью клиентов и стабильностью функционирования банка, являющегося системообразующим звеном финансов России".

Данила Гальперович: Эксперты, между тем, говорят, что последняя фраза в заявлении Михаила Фридмана - это, на самом деле, мягкий намек на то, что реструктуризации долгов Олега Дерипаски все же не произойдет. Но в любом случае очевидно, что именно Кремль и лично Дмитрий Медведев участвуют в разрешении больших бизнес-споров, тогда как экономикой в России занимается правительство, во главе которого стоит Владимир Путин. Политолог Станислав Белковский рассказывает, что именно означает в российской политической жизни роль бизнес-модератора и напоминает, кто и когда таким модератором поработал.

Станислав Белковский: Реальном правящим классом в современной России с середины 90-х годов является крупный бизнес, владельцы основных финансово-промышленных групп. Именно их интересы определяют приоритеты системы, именно их ценности положены в основание этой системы. Поэтому реальной ключевой политической фигурой в стране является тот, кто смог стать модератором сообщества крупных бизнесменов, то есть человеком, который, по выражению бывшего главы ельцинской администрации Валентина Юмашева, может разруливать между ними конфликты и устанавливать определенный стандарт отношений хотя бы на короткий срок.
В первые четыре года правления Владимира Путина таким модератором был руководитель его администрации Александр Волошин. После отставки Волошина в октябре 2003 года эти функции перешли к самому Путину, однако справлялся он с ними не очень успешно. Во-первых, потому что он сам был субъектом крупного бизнеса, и не мог спрятать свои собственные интересы и интересы своих ближайших партнеров во главе с Игорем Сечиным. Во-вторых, потому что Владимир Путин вообще не склонен был предлагать крупному капиталу каких-либо конкретных решений, а предпочитал выписывать билеты на войну. Такие конфликты как между "Альфа-групп" и бывшим министром связи Леонидом Рейманом говорят сами за себя.
Дмитрий Медведев это прекрасно понимает, поэтому хочет перехватить роль и статус модератора и, предлагая конфликтующим между собой субъектам крупного капитала конкретные решения, занять ключевую политическую позицию, де-факто потеснив всех остальных, включая Владимира Путина. Пока, кажется, Дмитрию Медведеву, как верному ученику Александра Волошина, это начинает удаваться. Это значит, что его политический вес будет расти.

Данила Гальперович: По словам Станислава Белковского, модератору, тем не менее, не удается окончательно замирить бизенс-структуры между собой по объективным причинам. И действовать ему приходится, как на пожаре.

Станислав Белковский: Конфликты внутри российского сообщества крупных бизнесменов всегда были очень жесткими и трудными. Это связано не с ситуацией кризиса или стабильности, это связано с тем, что сама мораль российского крупного капитала предполагает возможности войны на уничтожение друг против друга. Поэтому у крупного капитала нет классового сознания в том смысле, в каком его описывали классики марксизма-ленинизма. Но в эпоху кризиса, конечно, происходят еще дополнительные обострения, поскольку ресурсов становится меньше, а конкуренция за них жестче, а значит, возрастает роль модератора, который активно предлагает себя и пока успешно Дмитрий Медведев. Для крупного капитала это не означает ничего нового. Для него президент-модератор является не карающей дланью государства, а просто бизнес-посредником, переговорщиком, без услуг которого нельзя обойтись.

Данила Гальперович: Но Дмитрий Медведев не только участвует в переговорах. Он еще и задает тон. В прошедшие выходные в интервью Первому каналу президент России сказал, чем, по его мнению, настоящий бизнесмен отличается от ненастоящего.

Дмитрий Медведев: Наш бизнес развивался очень быстро. За счет этого приобрел и много дополнительных возможностей. Нигде, может быть, в мире так быстро не происходило развитие предпринимательства за последнее время, как в нашей стране. Просто люди становились очень богатыми за очень короткие сроки. Теперь пришло время отдавать долги. Долги моральные. Потому что этот кризис - это тест на зрелость. Если человек реально стал настоящим бизнесменом, он умеет ценить своих работников. Он будет стараться, может быть, часть своих предложений, часть своих идей и личное потребление отложить на потом, а сохранить коллектив, платить ему заработную плату, сохранить то, чем он занимался последние годы. А если человек начинает дергаться, если он продает бизнес, бежит куда-то - это означает то, что он неправильный предприниматель.

Данила Гальперович: Остается ждать, как на эту активность отреагирует тот, кого сторонники называют российским национальным лидером. До сих пор, по словам Станислава Белковского, за разрешением открыть большой бизнес или закрыть кого-то из его владельцев обращались именно к Владимиру Путину.
XS
SM
MD
LG