Ссылки для упрощенного доступа

Президенты России и Белоруссии встретились за закрытыми дверями


Дмитрий Медведев (слева) и Александр Лукашенко, 2009
Дмитрий Медведев (слева) и Александр Лукашенко, 2009

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Андрей Шарый: Президент России Дмитрий Медведев и белорусский лидер Александр Лукашенко сегодня встретились в резиденции Завидово в Тверской области за закрытыми дверями. Прессе было лишь сказано несколько протокольных слово, а итоги переговоров никто из глав государств не подвел. Официально сообщалось, что обсуждалась антикризисная программа союзного государства.

Данила Гальперович: Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко изрядно озадачили тех, кто следил за их встречей в Завидово с помощью российских информагентств – последняя информация Интерфакса на эту тему была о том, что Лукашенко принял приглашение Медведева прогуляться из резиденции. С какими результатами два лидера вернулись с этой прогулки и вернулись ли вообще – не сообщается. Открывали российский и белорусский президенты эту встречу тоже без особой радости – Дмитрий Медведев намекнул гостю из Минска, что договоренностей заключено много, а выполняется мало.

Дмитрий Медведев: Мы с вами вышли на целый ряд очень серьезных договоренностей, причем эти договоренности имеют и экономическое, и гуманитарное измерение, и региональное измерение. Ну, и как всякие договоренности, они нуждаются в реализации, в превращении их из бумажного материала, собственно, в реальные контракты, в поставки.

Данила Гальперович: Лукашенко отвечал, что кооперация с Россией продолжится, как и со всеми странами мира, и это как бы снижение специального статуса России для Белоруссии тоже не случайно: по словам президента Института стратегических оценок Александра Коновалова, белорусский президент сейчас не знает, в какую сторону ему смотреть с большей симпатией.

Александр Коновалов: Лукашенко нужны деньги, причем деньги нужны и от России, и от Запада. Второе, что ему нужно, ему нужен, судя по всему, выход в Европу. Он разочаровался в политике изоляционизма и ругани с Западной Европой прежде всего. Он хочет, чтобы его там принимали на равных, и это для него, пожалуй, сегодня более высокий приоритет, чем даже получение кредитов от России. Хотя, конечно, деньги очень нужны тоже. И для этого нужно, чтобы была видимость какого-то братства и сближения в данный конкретный момент. До сих пор ему удавалось это изобразить достаточно успешно. Правда, никогда не была остра и задача сблизиться с Западом, и никогда не была так близка к возможной реализации.

Данила Гальперович: Александр Коновалов полагает, что Москве сейчас если и интересно сотрудничать с Минском, то только для достижения конкретных целей – например, для создания совместной противовоздушной обороны и для признания Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии. С последним у Минска явные трудности. Впрочем, и без признания суверенитета двух грузинских регионов в России есть большое число сторонников продолжения сотрудничества с Белоруссией. Один из них, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что Запад на волне экономического кризиса просто запугал Минск, предостерегая Лукашенко от поддержки независимости Сухуми и Цхинвали.

Владимир Жарихин: Это накладывает серьезный отпечаток на все планы, в том числе и планы интеграционные. Белоруссия оказалась в непростой ситуации. Ведь правильно сказано: 50 процентов торговли Белоруссии с Россией. Но остальные практически 50 процентов - с Европой, с Европейским союзом. Поэтому в этой ситуации, когда резко падает товарооборот, потребность в белорусских товарах сузится и с той, и с другой стороны. Кстати, в отличие от России, Европейский союз ведет себя иногда несколько бесцеремонно, мне кажется. То есть так вот публично заявлять: мол, мы тебя облагодетельствуем, если ты не признаешь Абхазию и Южную Осетию, - в открытую, на средства массовой информации - это, вообще говоря, ставить партнера в очень непростое положение.

Данила Гальперович: Так или иначе, видимо, Александр Лукашенко сейчас внимательно смотрит в сторону Евросоюза, который сейчас на своем саммите рассматривает потенциально интересную для Белоруссии программу "Восточное партнерство". И в Москве, видимо, пока не прозвучало предложений, ради которых от этого интереса можно было бы отказаться.

XS
SM
MD
LG