Ссылки для упрощенного доступа

От чего будет зависеть рост цен в России в 2009 году


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.

Кирилл Кобрин: Рост цен в России в марте будет меньшим, чем в феврале, прогнозирует заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. "Но важнее, - заявил он сегодня журналистам, " что этот рост будет меньше, чем в марте прошлого года".
Что может замедлить рост цен в этом году и что, наоборот, может его ускорить? Об этом - в очередном выпуске "Экономической панорамы", который сегодня подготовил Сергей Сенинский.

Сергей Сенинский: За первые два с половиной месяца этого года рост цен в России составил 4,7 процента. Если представить, что такие темпы сохранятся, то в 2009 году в целом инфляция в стране превысит 20 процентов. Тем не менее, Министерство экономического развития полагает, что в ближайшие месяцы рост цен существенно замедлится и в целом за год инфляция в России не превысит 13 процентов. В прошлом году было 13,3 процента.
Главным фактором быстрого роста цен в начале этого года в правительстве считают девальвацию российского рубля, которая сделала те же импортные товары более дорогими. Главный экономист "МДМ-Банка" Николай Кащеев.

Николай Кащеев: Во-первых, то, что девальвация рубля обеспечила инфляцию в январе-феврале, это правда только отчасти. Потому что если смотреть по прошлому опыту, то основные последствия от этой девальвации еще достаточно далеко впереди. Если судить по прошлым годам, то лаг мог составлять около полугода от сильного снижения курса рубля до всплеска инфляции.

Сергей Сенинский: Помимо эффекта от девальвации, какие еще один-два фактора будут в наибольшей степени, на ваш взгляд, определять динамику роста цен в России в этом году?

Николай Кащеев: Во-первых, это денежное предложение. Боюсь, что этот фактор, который обычно играет значительную роль, на этот раз все же будет играть второстепенную роль в вопросе инфляции по той причине, что не очень он будет влиять на конечный спрос. Поэтому сразу приходим к главному фактору - это фактор конечного спроса на товары и услуги со стороны населения Российской Федерации. Другими словами, насколько платежный спрос будет ограничивать возможный рост цен в качестве более дальнего последствия уже состоявшейся девальвации.

Сергей Сенинский: Главный экономист "Альфа-Банка" Наталия Орлова.

Наталия Орлова: На мой взгляд, вторым по значению после девальвации, конечно же, является повышение внутренних тарифов. Несмотря на то, что экономическая ситуация изменилась, естественные монополии продолжают достаточно быстрыми темпами увеличивать свои тарифы просто по той простой причине, что им нужны средства для финансирования своих инвестиционных программ. Я думаю, что этот фактор на протяжении этого года будет, конечно же, оказывать влияние на инфляцию. Хотя график повышения тарифов был изменен на этот год, тем не менее, темпы повышения тарифов пересмотрены не были.

Сергей Сенинский: Финансовые власти России решили ограничить складывающийся в 2009 году дефицит федерального бюджета объемом в 8 процентов ВВП, вновь подтвердил вчера министр финансов Алексей Кудрин. При этом весь дефицит планируется покрыть за счет средств государственного Резервного фонда, который, собственно, для этих целей и создавался в годы высоких цен на нефть. По оценкам Минфина, только в этом году Резервный фонд может в результате сократиться почти наполовину. Каким будет инфляционное влияние этих дополнительных трат?

Наталия Орлова: На мой взгляд, дефицит бюджета будет оказывать скорее опосредованное влияние через дальнейшее ослабление курса рубля, потому что спрос потребительский, который традиционно считается, что приводит к монетарной инфляции, он, наверное, будет в этом году достаточно слабым. Но вполне возможно, что дефицит бюджета из-за того, что как раз будет профинансирование за счет средств Резервного фонда, то есть приведет к увеличению предложения рублевой денежной массы, эти избыточные новые рубли частично, конечно же, приведут к давлению на курс рубля, то есть к дальнейшему ослаблению курса рубля. И вот этот новый раунд девальвации, конечно же, может сказаться на инфляции точно так же, через такой же механизм, как мы это видели в декабре, январе, в предыдущие месяцы.

Сергей Сенинский: То есть этот новый раунд девальвации, в случае покрытия дефицита федерального бюджета на счет средств Резервного фонда, оказывается в тех или иных объемах фактически предсказуемым?

Наталия Орлова: Когда будет происходить покрытие дефицита бюджета из средств Стабфонда, по сути это будет эквивалентно эмиссии новых рублей, которые пока в экономике не обращались. Потому что мы знаем, что в предыдущие годы Стабфонд, по сути, был инструментом стерилизации рублевой массы. То сейчас эти рубли будут появляться в обращении и в условиях, когда экономика в реальном выражении сжалась на 10 процентов, а предложение рублей за счет дефицита бюджета будет увеличиваться, естественно, с точки зрения баланса на валютном рынке, мы увидим ситуацию, когда золотовалютные резервы Центрального банка будут стабильны, а предложение рублей будет увеличиваться. То есть, по сути, на каждый доллар золотовалютных резервов будет приходиться все больше рублей, это будет означать тенденцию к ослаблению рубля.

Сергей Сенинский: В феврале объемы промышленного производства в России увеличились к уровню января на 6,4 процента. Это вдвое больше, чем в феврале прошлого года - также к уровню января.
Но даже если допустить, что спад в российской экономике начинает замедляться, вряд ли можно представить хоть какое-то в ней оживление без роста цен.

Николай Кащеев: Оживление экономики, пожалуй, даже никто официально не прогнозирует как минимум до конца года, а спор о так называемой второй производной падения, то есть о замедлении темпов падения идет во всем мире. Что касается роста цен от оживления экономики, нет, пожалуй, пока такой фактор не стоит на повестке дня, потому что все-таки, поскольку по-прежнему очень сильно зависим от внешнего спроса, речь может идти о некотором замедлении снижения, но не о том, что начинает восстанавливаться экономика.

Сергей Сенинский: За первые два с половиной месяца прошлого года рост цен в России составил 4,2 процента, в этом году - 4,7 процента.
XS
SM
MD
LG