Ссылки для упрощенного доступа

Обсуждается идея создания международного консорциума для аренды и управления украинской газотранспортной системой


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Иван Трефилов.

Александр Гостев: Очередной выпуск Экономической панорамы подготовил сегодня для вас Иван Трефилов.

Иван Трефилов: Украину не устраивает идея создания международного консорциума для аренды и управления ее газотранспортной системой, заявил уполномоченный президента страны по энергетическим вопросам Богдан Соколовский. При этом он назвал оптимальным подписанный в понедельник в Брюсселе план модернизации этой системы, в реализации которого уже согласились участвовать Европейский союз, а также международные финансовые организации. Ожидается, что они предоставят Украине кредит в размере 2,5 миллиарда долларов, в частности, на реконструкцию газопроводов и модернизацию газокомпрессорных станций. Общую стоимость проекта в Киеве сейчас оценивают в 3 миллиарда долларов.
Реакция России на эти решения оказалась весьма негативной. Председатель правительства Владимир Путин назвал подписанный документ "непродуманным и непрофессиональным", заметив, что обсуждать вопросы увеличения прокачки газа через Украину без России "просто несерьезно". В связи с этим он вновь вспомнил об идее создания международного консорциума, который бы взял в аренду украинские газопроводы. Говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Евгений Минченко: Сейчас есть стратегическая линия России на то, чтобы усилить экономическую интеграцию и координацию деятельности с Европейским союзом. Это старая идея - ресурсы в обмен на технологии. Соответственно, речь идет о том, чтобы Украина выступала не элементом санитарного кордона против России, а объединяющим звеном, где Россия и Евросоюз могут сотрудничать, в том числе, и по вопросам модернизации украинской ГТС. В Брюсселе произошел отказ не только от конкретного проекта - совместной модернизации украинской ГТС. России, по сути дела сказали: ты третий лишний. И это крайне неприятный прецедент.

Иван Трефилов: Партнер и аналитик компании "RusEnergy" Михаил Крутихин также называет реакцию российских властей вполне предсказуемой, но по другой причине.

Михаил Крутихин: Здесь и политика, и экономика. Причем экономика, я думаю, в первую очередь. Европа предложила "Газпрому" чрезвычайно выгодную, на первый взгляд, сделку - сэкономить на прокладке чудовищно дорогих маршрутов в обход Украины и одновременно получить твердые гарантии надежности газового транзита. А реакция российского руководства напоминает истерику. Более того, если за Киевом эту европейскую инициативу поддержит Минск, то стратегию всего экспорта газа Москве придется пересматривать.

Иван Трефилов: Иначе говоря, как считает Михаил Крутихин, участие европейцев в модернизации и увеличении мощности газотранспортной системы Украины ставит под вопрос необходимость строительства новых газопроводов в обход этой страны, а именно "Северного" и "Южного потоков". Может ли России в итоге отказаться от этих проектов? Михаил Крутихин продолжает.

Михаил Крутихин: Она может и не отказываться, но сами проекты станут бессмысленными. Дело в том, что от новой договоренности с Украиной выигрывают и те компании, которые раньше были сторонниками и даже участниками "Северного потока", две германские газовые компании, в том числе. Они получают в соответствии с этой договоренностью возможность покупать российский газ прямо на российско-украинской границе, не заботясь ни о каких вложениях в дополнительные трубы. Россия, естественно, проигрывает, а европейские потребители и Украины выигрывают, и выигрывают значительно.

Иван Трефилов: Иная точка зрения у старшего аналитика инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Александра Назарова. По его мнению, подписанное в Брюсселе соглашение пока никак не повлияет на планы российского "Газпрома" и его партнеров.

Александр Назаров: В краткосрочном периоде угроз для российских проектов я, пожалуй, не вижу. Это, с моей точки зрения, явная политическая игра. Недавно Европейский союз фактически отказался от реализации проекта Nabucco, оставляя, таким образом, только один путь для транспортировки газа из Средней Азии, из России в Европу - через Россию. В результате России получает фактически монопольное право на транзит и поставку среднеазиатского и своего газа в Европу. В результате с точки зрения политической власти, с точки зрения энергетической безопасности Европе нужен какой-то противовес. Я допускаю, что этот противовес с точки зрения Евросоюза может образоваться именно на Украине - транзит будет принадлежать, скажем так, не только Украине, но и европейским потребителям.

Иван Трефилов: Но сегодня, по словам Александра Назарова, ситуация совершенно иная.

Александр Назаров: С другой стороны, нужно отметить, что этот транзит сейчас на 100 процентов зависит именно от России. Поэтому, как это представили российские представители, полное игнорирование российских интересов - это недопустимо. Для того, чтобы действительно игнорировать Россию, нужно построить очень большую трубу из того же Туркменистана - пресловутый Транскаспийский газопровод через Азербайджан, Грузию и в дальнейшем по морю, возможно, на Украину, например, в Одессу. Но опять же, это вопрос не года, не двух, я думаю, даже не пяти лет. И опять же, это вопрос не 3 миллиардов долларов, а на порядок большей суммы.

Иван Трефилов: Евгений Минченко же, в свою очередь, вообще сомневается в том, что заявленный кредит Украина в итоге все-таки получит. Таким образом, по его словам, сейчас нет никаких оснований волноваться за судьбу новых российских проектов.

Евгений Минченко: Это полная глупость. Проект, скорее всего, не состоится. Уменьшилась сумма - звучало сначала 2,5 миллиарда евро, а теперь 2,5 миллиарда долларов, и из обязательства европейской стороны это перешло в сослагательное наклонение - может быть, когда-нибудь дадим немного денег. Кроме того, этих средств, очевидно, недостаточно - по экспертным оценкам, которыми я располагаю, сумма, которая нужна на реконструкцию украинской ГТС, в пять, а то и в десять раз больше. Более того, этих денег, очевидно, не хватит на увеличение мощности прокачки, поскольку та же Юлия Тимошенко заявила, что на это нужно 5,5 миллиарда долларов.

Иван Трефилов: Тем временем, из-за подписанного в Брюсселе соглашения Россия переносит на более поздний срок межправительственные консультации с Украиной, которые должны были состояться на следующей неделе на уровне глав правительств. Как заявил президент Дмитрий Медведев, содержание этого документа, как минимум, вызывает ряд вопросов.
XS
SM
MD
LG