Ссылки для упрощенного доступа

Перспектива раковых заболеваний у белорусов


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Карней.



Александр Гостев: В год 20-лети я катастрофы на Чернобыльской автомной электростанции собственно чернобыльская тема уходит на второй план в перечне проблем, волную щих сейчас белорусо в . Происходит это на фоне заверений отечественны х политиков и чиновник ов, включая и президента Александра Лукашенко, которые убеждают собственный народ : не так страшна радиация, как ее представляет оппозиция . Между тем, статистика заболеваний никак не свидетельствует, что чернобыльский недуг удалось победить. Об этом говорит и переполненная клиника Института радиационной медицины и эндокринологии в поселке Аксаковщина, в сорока километрах от Минска.



Игорь Карней: В небольшой палате клиники три постояльца - Саша, Ваня и Сергей. Один из подростков - минчанин, двое также не из географической чернобыльской зоны. Однако диагноз один на троих - "рак щитовидной железы". Все здесь уже не в первый раз.



Сергей: Лежим уже две недели. Я из Минска.



Иван: А я из Узды, это Минский район.



Александр: А я из Столина, это на Брестчине. И я уже здесь 13 раз.



Игорь Карней: Сколько?!



Александр: 13 раз. В выписке напишут, что посещать или через три месяца, или через полгода - смотря какой формы заболевание.



Игорь Карней: Если бы не серьезность диагноза, можно было бы считать нахождение в клинике удачным отлыниванием от школы. О распорядке дня рассказывает Сергей.



Сергей: До обеда проходим процедуры; можно прийти даже несколько раз. Раз в день - бассейн. После обеда час есть, на улицу можно выйти. Потом - тихий час.



Игорь Карней: Все малолетние пациенты по-взрослому солидарны, что лежат здесь не зря. Кандидат медицинских наук Сергей Корытько, значительную часть жизни отдавший клинике Института радиационной медицины и эндокринологии, говорит, что проблемой номер 1 для Белоруссии являются болезни со стороны эндокринной системы. 20 лет назад радиоактивный йод, покрывший практически всю территорию республики, подействовал на щитовидную железу. Крайняя форма выражения при этом - рак щитовидки. Однако есть и множество других раковых форм. А всего на учете в Белоруссии состоят примерно 140 тыс яч граждан.



Сергей Корытько: По ракам детей мы превысили все показатели в мире порой в сотни раз. Но теперь уже наблюдается другая тенденция: у детей стало меньше, а все больше у молодых взрослых. Потому что рак щитовидки - это все-таки радиоактивный йод. Радиоактивного йода уже нету, где бы человек сейчас не жил. У детей чуть-чуть есть превышение рака над теми случаями, но уже меньше. А возрастает - у подростков, у молодых взрослых, у них рак продолжает расти. Пик детского рака был в 1999 году. То есть, они получили свою дозу детьми, у кого-то рак возник в 13-14 лет, а у кого-то в 28 лет он разовьется. Что касается рисков раков, считают, что чернобыльцы должны получить раков щитовидки от 12 тысяч до 60 тысяч. Пока есть 1700, поэтому перспектива очень большая.



Игорь Карней: Щ итовидка "выстрелила" в конце 1990- х на в сех пострадавших территориях. Эксперты напрямую связали это с ранним облучением радиоактивным йодом, который существовал лишь 90 дней после аварии. В сравнении с доаварийным периодом, количество случаев рака щитовидки после чернобыльской аварии возросло среди детей в 33 раза, среди взрослых - в 7 раз. Однако Сергей Корытько уверен, что люди болеют не только от полученных доз радиации.



Сергей Корытько: Когда говоришь о Чернобыле, нужно иметь в виду, что он комплексом своих воздействий привел к ухудшению здоровья. Болезни у детей, у взрослых мы не столько связываем с радиацией, сколько с чернобыльским фактором. Ведь человек не виноват, отчего у него возникли проблемы - от радиации или от эвакуации, все равно это от Чернобыля. Человек потерял работу - был главным инженером ПМК в Брагине, переехал в Минск - уже главным инженером не поставили. Ему стало хуже? Хуже! Он начал переживать? Начал. Заболел? Заболел. Он не от радиации заболел, но он из чернобыльской зоны.


Чернобыль - как любая катастрофа - имеет большой комплекс отрицательных факторов воздействия на здоровье. Поэтому мы сейчас и стали, в общем-то, больше болеть, раньше умирать. Все одно привело к другому. Но нельзя говорить, что к этому привела чисто радиация. Многие мировые ученые будут вправе сказать: ребята, вы передергиваете факты.



Игорь Карней: Эксперты уверены, что большинству белорусских детей для реабилитации нужны более современные базы, нежели имеющиеся в Белоруссии. Однако в прошлом году под видом искоренения торговли людьми Александр Лукашенко издал декрет, в соответствии с которым поездки детей на оздоровление были поставлены под угрозу. Лишь после соответствующих консультаций с чернобыльскими благотворительными организациями Министерство здравоохранения шлюзы немного приоткрыло, - говорит председатель фонда "Детям Чернобыля" Геннадий Грушевой.



Геннадий Грушевой: Появилось разъяснение: дети начальных классов (четвертый класс включительно) могут на оздоровление ездить круглогодично. Дети старше четвертого класса могут выезжать только в летний период. Такое решение прошло на рубеже марта - начала апреля. Однако многие организации за рубежом такое объяснение не устроило. Во-первых, за 15 лет работы наши партнеры не просто анонимных детей зовут к себе. Десятки тысяч, я бы сказал, семей уже знают жизнь детей в белорусских семьях и приглашают ребят к себе целенаправленно. Есть много семей за рубежом, которые продолжают помогать нашим детям получать образование, получать профессию, в том числе и за рубежом. И для таких семей это разъяснение или такого рода ответ, конечно, был совершенно неудовлетворителен.



Игорь Карней: Эксперты констатируют к атастрофическое ухудшение здоровья белорусов по всем классам болезней. Практически здоровых детей в 1985 г оду на чернобыльских территориях было более 80 процентов, а в начале 2000-х - менее 20 процентов. И пока п равительств о Белоруссии заинтересован о в минимизации расходов, связанных с последствиями катастрофы, наверняка будут и далее сворачиват ь ся чернобыльские исследования в бюджетных учреждениях, устранят ь ся наиболее активные исследователи чернобыльского загрязнения, и уж точно будут возвращаться на загрязненные территории вывезенные оттуда 20 лет назад вынужденные переселенцы .


XS
SM
MD
LG