Ссылки для упрощенного доступа

20 лет назад, в ночь на 26 апреля 1986 года, на Чернобыльской АЭС произошел взрыв на четвертом энергоблоке


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Киеве Владимир Ивахненко.



Кирилл Кобрин: 20 лет назад, в ночь на 26 апреля 1986 года, на Чернобыльской АЭС произошел взрыв на четвертом энергоблоке. Только на Украине от аварии пострадало более трех миллионов человек, свои дома вынуждены были оставить около 135 тысяч жителей 30-километровой зоны вокруг реактора. Экологические последствия катастрофы ощутимы до сегодняшнего дня, а сама чернобыльская авария стала заметным фактором политики и общественной жизни в бывших республиках СССР и во всей остальной Европе.



Владимир Ивахненко : Город Припять расположен всего в нескольких километрах от Чернобыльской АЭС. 20 лет назад это был первый теплый и солнечный день холодной весны. Большинство жителей 50-тысячного города энергетиков, не догадываясь об опасности, провели этот день на свежем воздухе. Утром о произошедшей аварии не знал и Алексей Бреус, в то время один из операторов взорвавшегося четвертого энергоблока.



Алексей Бреус: Во время аварии я спал в своей квартире. Утром мне нужно было выходить на работу. Мое рабочее место тогда было на четвертом блоке, за пультом. Я вышел и пошел на автобус. Мне никто ничего не говорил, я не знал. Не глянул в окно, хотя из окна видно хорошо станцию. Подъезжая к станции, я уже из окошка видел разрушенный блок. Подумалось о том, что это братская могила. Такие сильные разрушения были, и было непонятно, зачем нас туда вообще привезли.



Владимир Ивахненко : В течение долгих часов Алексей вместе со своими коллегами закачивал воду в эпицентр разрушенного реактора. За первые три дня после аварии он получил дозу облучения в 120 бэр - это в 60 раз превышает разрешенную годовую дозу для атомщиков. Алексею Бреусу тогда было 27. Ему чудом удалось избежать лучевой болезни. Виновными в трагедии были объявлены руководители и старший персонал станции. Впрочем, многие, как и Алексей, убеждены, что причины этой катастрофы связаны с просчетами при проектировании реактора.



Алексей Бреус: Те, кто этим занимается, они давно знают. Может быть, не все из них до конца честные, чтобы окончательно и бесповоротно признаться, что главная причина - это недостатки реактора. По сути, операторы получили в свое распоряжение реактор без "тормозов", даже хуже того. Когда оператор нажал кнопку аварийной защиты реактора, - собственно, это тормоз, который должен остановить реактор, - после нажатия этой кнопки реактор и взорвался. Оказалось, что расследование причин было поручено, естественно, тем разработчикам, проектантам, которые занимались реактором, проектировали. Естественно, у них возникло желание переложить вину на кого-то другого, и вот этим "стрелочником" оказался персонал.



Владимир Ивахненко : Припять после аварии была накрыта мощным облаком радиоактивных выбросов. Эвакуация населения началась только спустя трое суток. Алексей Бреус отчетливо помнит свою первую встречу с опустевшим городом.



Алексей Бреус: Самый первый раз после аварии, когда я въезжал через колючую проволоку в Припять, это был август 1986 года, честно говоря, выступали слезы. Потом я часто бывал, привык как-то, это уже притупилось, острота ощущений. И спокойно приезжаю, привожу знакомых, рассказываю, вожу по квартирам, по всяким достопримечательностям.



Владимир Ивахненко: Сейчас едва ли не каждый день Припять посещают группы, в основном состоящие из иностранцев. В центре города в окружении начинающих разрушаться многоэтажек стоит огромный белый Дом культуры и гостиница. На стенах сохранились коммунистические лозунги и плакаты о перестройке. На улицах и внутри зданий все напоминает о 80-х. До конца нынешнего столетия, возможно, сама природа сровняет с землей уже не существующий на современных картах город.


Говорит академик Национальной Академии наук Украины Вячеслав Шестопалов.



Вячеслав Шестопалов: Комплексных проектов, которые бы определяли стратегию взаимодействия с такими вот городами, как Припять, пока еще нет. Идут споры о том, что надо делать. Надо ли разрушить это все, захоронить то, что наиболее радиоактивно, или дать природе самой разобраться с этим заброшенным городом. Учитывая, что эта территория будет закрыта на многие-многие десятки лет, именно район Припяти, тут, конечно, может быть и такой вариант.



Владимир Ивахненко: Дороги Припяти местами покрыты мхом, на котором видны следы диких животных. Рослые деревья пробились сквозь асфальт дворов и спортивных площадок. Недалеко от центра города - детский сад, в его дворике рядом с противогазами лежит игрушечный танк. Вряд ли может оставить кого-то равнодушным и другая картина: брошенный у дверей безголовый плюшевый мишка.


Сразу после аварии, когда в Припяти еще кипела жизнь, радиоактивные осадки были зафиксированы и во многих странах Европы, в том числе и на севере Швеции. Журналистка из этой страны Мали Андерсон, посетившая город-призрак, рассказывает об увиденном.



Мали Андерсон: Эта пустота, которая там была, и впечатление, что это было в Советском Союзе, в другое время. Нет рекламы, там нет ничего, и нет людей. И в первый раз я поняла, насколько люди там страдали. В Швеции мы думаем, что Чернобыль - это город, который страдал больше всего. А про Припять мы мало слышали.



Владимир Ивахненко: В отличие от Припяти, в городе Чернобыле, находящемся за пределами десятикилометровой зоны вокруг ЧАЭС, жизнь по-прежнему продолжается. Здесь посменно трудятся и живут более трех тысяч вахтовиков. Это и персонал станции, охрана, лесники, пожарные. Евдокия Анатольевна работает здесь уже 19 лет бухгалтером в агентстве "Чернобыльинтеринформ".



Евдокия Анатольевна: Родилась в Белоруссии, недалеко отсюда. В принципе, на здоровье не жалуюсь, за 19 лет вроде как ничего со мной такого и не произошло. И душа сюда лежит.



Владимир Ивахненко: Евдокия Анатольевна получает в год дозу облучения примерно в 0,5 бэра, что в четыре раза меньше предельно допустимого значения. Уровень радиации в этих местах не намного выше, чем за пределами зоны.


В эти дни власти традиционно рапортуют о социальной помощи ликвидаторам аварии. Кортежи автомобилей с правительственными номерами направляются к Чернобыльской АЭС. А припятчане 26 апреля возлагают в Киеве цветы к мемориалу жертвам Чернобыля. В черную дату к этому памятному знаку приходят сотни людей, однако с каждым годом бывших жителей Припяти среди них становится все меньше.


XS
SM
MD
LG