Ссылки для упрощенного доступа

Доклад МАГАТЭ по ядерной программе Ирана будет представлен в Совете Безопасности ООН


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Александр Гостев.



Кирилл Кобрин: Глава Международного агентства по атомной энергии Мохаммед Эль-Барадей сегодня представит в Совет безопасности ООН доклад о текущем состоянии ядерной программы Ирана. Члены Совета безопасности теперь, очевидно, будут вынуждены принять твердое решение - вводить или нет санкции против Тегерана, отказывающегося выполнять требования международного сообщества.



Александр Гостев: В конце марта Совет безопасности ООН единогласно призвал Тегеран остановить все исследования в ядерной области и все работы по обогащению урана. Фактически Ирану был дан месяц на размышление. Иран не просто отказался выполнять требования Совбеза - 11 апреля президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, выступая по национальному телевидению, официально объявил, что его страна успешно завершила полный цикл производства обогащенного урана.



Махмуд Ахмадинеджад: Я официально объявляю, что наш дорогой Иран вступил в число ядерных держав мира.



Александр Гостев: Ситуация зашла в тупик - за этот месяц Махмуд Ахмадинеджад десятки раз повторил, что Тегеран, с одной стороны, намерен выполнить все обещания, данные им международному сообществу и продолжить сотрудничество с МАГАТЭ, а с другой стороны - по-прежнему отстаивает свое право на развитие мирной атомной энергетики и не приемлет никакого международного политического давления. Выступая накануне в иранской провинции Заньян, он сказал...



Махмуд Ахмадинеджад: Иранский народ добился начала производства ядерного топлива, опираясь на усилия нашей молодежи. Иран не получил никакой поддержки от кого бы то ни было. И теперь никто не сможет лишить нашу нацию этого достижения.



Александр Гостев: Накануне передачи в Совбез доклада главы МАГАТЭ кризис вокруг иранской ядерной программы обсуждается на всех уровнях. Госсекретарь США Кондолиза Райс, выступая накануне в столице Болгарии Софии на встрече министров иностранных дел стран НАТО, подчеркнула, что Иран вряд ли выполнит требования мирового сообщества - остановить программу обогащения урана, и потому Совет Безопасности должен быть готов к решительным мерам.



Кондолиза Райс: Я думаю, никто не сомневается в том, что США убеждены - и эту позицию разделяют многие:Для того, чтобы сохранить авторитет, Совет Безопасности, безусловно, должен принять меры. Совет Безопасности - главный и наиболее важный инструмент поддержания стабильности и безопасности в мире, и государство-член ООН не имеет права просто так взять и проигнорировать его волю.



Александр Гостев: Неизменно жесткую позицию Соединенных Штатов, которые уверенно обвиняют Иран в попытках создания оружия массового поражения, вчера подтвердил и заместитель Кондолизы Райс Николас Бернс...



Николас Бернс: Иран уже зашел за все красные линии, начертанные мировым сообществом. Предстоят серьезнейшие дебаты по проблеме иранской ядерной программы в Совете Безопасности ООН.



Александр Гостев: Тема иранского ядерного досье была затронута вчера и во время переговоров в Томске президента России Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель. Судя по заявлениям главы российского государства, Москва до сих пор не оставила надежд - предотвратить применение к Ирану силовых мер, выступить в роли посредника по урегулированию кризиса и примирить позиции сторон.



Владимир Путин: Наша позиция хорошо известна. Мы против распространения оружия массового уничтожения, в том числе и за счет Ирана. Но мы считаем, что Иран должен иметь возможность развивать современные технологии и ядерную энергетику в мирных целях. Как обеспечить возможность для Ирана развивать новые технологии и снять озабоченность международного сообщества по поводу развития иранской ядерной программы? Это мы будем решать в ходе переговорного процесса с нашими партнерами и с иранской стороной.



Александр Гостев: Насколько сильно может накалиться ситуация вокруг иранской ядерной программы после того, как Совет безопасности ООН получит доклад Мохаммеда Эль-Барадея? Очевидно, главный обмен мнениями по проблеме Ирана пройдет 2 мая в Париже - на встрече заместителей глав внешнеполитических ведомств пяти постоянных членов Совбеза - США, России, Китая, Великобритании и Франции, а также Германии. А 10 мая, по информации на сегодня, должно состояться и ключевое заседание самого Совбеза.


На какие шаги в отношении Ирана может решиться Совет безопасности ООН в ближайшее время? Этот и ряд других вопросов по иранской проблеме корреспондент РС в Нью-Йорке Юрий Жигалкин задал известному американскому политологу, бывшему высокопоставленному чиновнику Пентагона Дэниэлу Гурэ.



Дэниэл Гурэ: Следующим шагом без сомнения станет передача иранского дела Международным агентством по атомной энергии Совету безопасности ООН, который, я думаю, начнет принимать резолюции с повышающейся степенью угроз, до тех пор, пока члены Совета не осознают, необходимость введения реальных санкций.



Юрий Жигалкин: Как вы считаете, на что сегодня рассчитывают ведущие столицы, говоря о продолжении дипломатических инициатив, если эксперты почти убеждены, что Иран намерен заполучить ядерное оружие любой ценой?



Дэниэл Гурэ: Ситуация напоминает мне эпизод из истории Лиги наций, принимавшей анемичные резолюции по поводу захвата Абиссинии итальянцами. Если Совет безопасности не сможет в этой ситуации выступить единым блоком и предпринять действенные меры, то это будет еще одним доказательством несостоятельности ООН в роли силы, гарантирующей безопасность в мире, она, не исключено, закончит, так как Лига наций.



Юрий Жигалкин: Не секрет, что Иран ожидает, что Россия и Китай заблокируют любые серьезные санкции против Тегерана. Как вы оцениваете роль Москвы в этой ситуации?



Дэниэл Гурэ: Меня беспокоит то, что Россия все еще руководствуется мелкими сиюминутными интересами, не осознав, что мы находимся у критической точки. И даже больше, у меня ощущение, что Кремль готов поступиться многим ради того, чтобы ослабить Соединенные Штаты, создать нестабильность на энергетических рынках, считая, что это принесет выгоду России. Осознает ли Кремль, что Ближний Восток с ядерным оружием не сулит ничего хорошего самой России?


XS
SM
MD
LG