Ссылки для упрощенного доступа

Формула кино. Сочинский фестиваль "Кинотавр"


Мумин Шакиров: Сочинский фестиваль «Кинотавр» по-прежнему остается одной из главных площадок, где российские продюсеры и кинорежиссеры впервые выносят на суд критиков и зрителей свои фильмы. Уже второй год подряд популярный кинофорум возглавляет руководитель телеканала СТС Александр Роднянский и его коллега, известный продюсер Игорь Толстунов. Именно в их руки передал «Кинотавр» его основатель Марк Рудинштейн.


За последние два-три года Россия вышла на одно из ведущих мест в Европе по производству игровых фильмов. По разным оценкам, в 2006 будет снято около 100 художественных картин. Непростая задача стояла перед программным директором фестиваля Ситорой Алиевой и ее командой – показать в Сочи лучшие проекты нового сезона. «Кинотавр» стартует 3 июня этого года и продлится 10 дней. Работа отборщиков близится к завершению.




Ситора Алиева. Фото Игоря Шагина


Ситора Алиева:Мы смотрим гораздо больше, чем в прошлом году, это реально, где-то раза в два. Я могу сказать, что мы профессионально ведем ежедневную базу о том, что происходит в кинематографе, то есть мы фиксируем всю новую информацию, которая выходит, например, в Интернете. И на сегодняшний день – я не шучу – мы имеем в своей базе 320 названий картин. То есть у нас сегодня на разных стадиях производства 320 картин. Это те, о которых, конечно, можно только говорить на уровне проектов, но они существуют, и о них официально заявляют их продюсеры. Это, конечно, колоссальная цифра.



Мумин Шакиров: Давайте поговорим о главном конкурсе – конкурсе игровых картин. Вам удалось полностью сформировать программу или еще отбор продолжается?



Ситора Алиева: Отбор продолжается. Осталось буквально две, может быть, три картины, потому что мы ориентировались на 16-17. Возможно, в этом году будет фильм-открытие – это новая традиция, которую мы хотим ввести, потому что очень много картин достойных, и не всегда авторы их хотят участвовать в конкурсе по своим причинам – это нормальная ситуация, она общемировая. Поэтому, скорее всего, в этом году, может быть, будет фильм-открытие, помимо конкурсных фильмов.



Мумин Шакиров: Вы можете назвать те картины, которые уже на слуху и о которых уже много говорят, те, которые будут участвовать в конкурсе?



Ситора Алиева: Я бы хотела начать с дебютов, поскольку все-таки эти люди первый раз, и для меня очень важно их участие, их ощущения на фестивале, поскольку они действительно воспринимают эту ситуацию первый раз, она для них самая чувствительная. Это дебют Екатерины Гроховской, она лауреат «Кинотавра» двухлетней давности, за короткий метр она получила главный приз, за фильм «Двое». Фильм называется «Человек безвозвратный». Это Дуня Смирнова, картина «Связь», мы ее знаем как сценариста, а сейчас она выступает в качестве режиссера. Картина «Переводчица» - это совместная продукция России и Швейцарии и дебютантка Елена Хазанова. Вот это – дебютанты.


Не дебютанты – это наши звезды: Алексей Балабанов, Кирилл Серебрянников, Александр Велединский, Тигран Кеосаян, Юрий Мороз, Борис Хлебников, Валерий Рубинчик, Александр Рогожкин, Юлий Гусман. Вот на сегодняшний день это все, что я могу сказать.



Мумин Шакиров: Хорошо, давайте теперь поговорим о жюри. Каждый год «Кинотавру» удавалось приглашать очень достойных людей, и председатель жюри всегда был человек из кино, квалифицированный или, по крайней мере, разбирающийся в этом. Каков будет состав в этом году?



Ситора Алиева: В этом году будут в чистом виде кинематографисты. Вы правы, действительно, жюри возглавляли разные люди, они часто имели отношение напрямую к кино, такие как Марк Захаров и Табаков, но в этом году будет в чистом виде кинематографическое жюри. Это Рустам Ибрагимбеков, известный сценарист, это Александр Прошкин, кинорежиссер, это продюсер Каленов, это замечательный оператор Лукичев, лауреат двух премий в этом году (он молодой оператор, оператор фильма «Гарпастум»), это умная и красивая Оксана Фандера и кинокритик Александр Трошин.



Мумин Шакиров: Скажите, чем будет отличаться предстоящий фестиваль от предыдущего?



Ситора Алиева: Новшество номер один – фестиваль сокращен. Реальных показов конкурсных фильмов сегодня – 7 дней. Это впервые на «Кинотавре». Это, конечно, мало для фестиваля, когда уже все привыкли к тому, что он идет две недели. Естественно, интенсивность событий будет иной, и мы не собираемся отменять что-то, что связано с картинами, с их промоцией, с вечеринками. В общем, мы не будем подстраиваться, у нас все будет одновременно, как везде, во всем мире.



Мумин Шакиров: Перечислите, какие еще мероприятия будут проходить в рамках этого фестиваля, кроме основного конкурса и конкурса короткометражных и документальных фильмов?



Ситора Алиева: Дело в том, что у нас конкурс короткометражных фильмов, которые действительно включают в себя игровое, документальное и анимационное кино. Помимо этого, известная программа «Эйфория», которая проходила всегда в Москве в рамках и Московского фестиваля, и без Московского фестиваля, Андрея Плахова, она перекочевала в Сочи. Она называется «Летняя эйфория», в ней будет около 6-7 картин, это будут как игровые, так и документальные картины, в частности, будет очень радикальная документальная картина «Дикий, дикий пляж», которая идет 3 часа.


У нас будет обязательно представлена антология российского кино – это очень специальный проект, который готовится к 2008 году, и «Кинотавр» - единственное место, где мы второй год показываем новые три серии. Это будет проект отреставрированных фильмов, например, мы увидим Кулешова, который был снят на «Таджикфильме» много лет назад. Это для нас очень важно, потому что это проект, как бы свойственный для программ фестиваля в Белых Столбах, но он впервые будет показан на «Кинотавре».


Это будет представленный клуб «Сине Фантом», очень известный в Москве, и в Роттердаме. Это как бы параллельно существующий кинематограф, в котором работают достойные люди, и мы хотели бы, чтобы это было как-то легализовано внутри кинематографического пространства.


Обязательно будет программа «Кино на площади», где в этом году собраны все российские блокбастеры, кассовые чемпионы, то есть мы покажем все, от «9 роты» до «Питера- FM », естественно, на площади.


Это будет документальная, как всегда, не конкурсная программа, которая объединит лучшие ключевые документальные картины, как это было во все годы.


И конечно, это будет «Премьера, которой не было», которая включает в себя картины, забытые или практически неизвестные в российском кино. Это будет четыре или пять картин. И, конечно, зарубежные мы сохранили. Мы по договоренности с моими коллегами из зарубежных стран, которые делают свои аналогичные «Кинотавры», показываем призеров друг друга, и где-то будет картин 7-8. В некоторых странах существуют фестивали, в некоторых существуют национальные премии, и это будут 7-8 картин, которые были награждены в своих странах, в своих регионах и являются очень достойными лентами, то есть впоследствии они вышли на международный уровень и объездили много фестивалей, это очень важно.


И будет программа «Девять Пальм» - это к предстоящему юбилею Каннского фестиваля – девять, на наш взгляд, наиболее достойных, ключевых лауреатов этого главного смотра мира.



Мумин Шакиров: Скажите, Ситора, вы за последние несколько месяцев просмотрели огромное количество картин, - какую вы заметили тенденцию после просмотра этой продукции, если сравнивать нынешний год с прошедшим? Что меняется в кинематографе?



Ситора Алиева: Я могу сказать о позитивных тенденциях, о том, что, действительно, появилось очень много серьезного кино в этом году. Потому что в прошлом году мы делали очень разный конкурс, он был супер-эклектичный, в нем была абсолютно арт-хаусная картина Татьяны Деткиной «Пакостник», и в нем был не арт-хаусный «Статский советник», большой, фестивальный и дорогой, или, например, коммерческий «Бой с тенью». Для меня было очень важно сформировать тот образ, который был реально существующим на тот год в стране. Это было принципиально. Меня упрекали, что должно быть фестивальное кино. Все это чушь, все это архаизм. И сегодня фестивали – не только мы, но и большие фестивали – формируют картину общемировую, и вы понимаете, что бывает и не очень хороший арт-хаус, и бывает очень хорошее коммерческое кино. Конечно, мы как фестиваль хотим делать именно такую программу. Поэтому в этом году, конечно, очень много фестивально-ориентированных арт-хаусных картин, серьезных, глубоких и поднимающих реальные проблемы сегодняшнего дня. Это очень важно. В этом разница. Это первое. Второе, я считаю, что появилась очень странная тенденция в кинематографе: действительно, реально появились какие-то деньги, и, соответственно, с этими деньгами пришли люди, и очень жалко, что эти люди часто непрофессиональны, они дилетанты, и мы имеем потом картин, не имеющих ни к реальности, ни к жанру, ни к здравому смыслу никакого отношения. То есть сейчас происходит такое спортивное соревнование мужчин-продюсеров. Знаете, ресурсы каналов есть, это все очень здорово, и это пройдет, наверное, рано или поздно.



Мумин Шакиров: На прошлом фестивале была очень интересная программа, когда после просмотра режиссер защищал свой проект, и зубастые критики пытались задавать ему очень сложные вопросы. «Встреча под пальмами» - называлось это мероприятие. Это сохранится?



Ситора Алиева: Это будет обязательно. У нас днем пресс-конференция, которая существует для прессы, а вечером мы как бы расширяем круг участников этого процесса, потому что любой человек может подойти и задать вопрос, который видел картину. Просто, может быть, найти какую-то грамотную и более-менее корректную форму общения, чтобы не было того, что, например, случайно было в прошлом году. Потому что критики придумывали разные формы, и получилось так, что одна из форм была «педсовет», и другая называлась «суд». Это была шутка, поэтому я не думаю, что режиссер, который участвовал, он серьезно мог обидеться, потому что это всего лишь форма. Мы как фестиваль хотим, чтобы это было, потому что это, естественно, расширяет уровень восприятия картины, и мы уже понимаем и слышим другие точки зрения. Любой фестиваль делается для того, чтобы все-таки кто-то с кем-то контактировал реально, на любых уровнях.



Мумин Шакиров: Я прочитал у вас на сайте, что на этом фестивале вы планируете, скажем так, формировать будущий сценарный портфель: предлагаете режиссерам, сценаристам и продюсерам подготовить заявки для обсуждения. Расскажите подробнее, что это за задумка и кто ее автор?



Ситора Алиева: Я принимала участие в международном пичинге в марте месяце, на кинофестивале в Белграде. Это так получилось, что город Белград выделил определенную сумму – 20 тысяч евро, то есть по 10 тысяч – премии на хороший проект. И получилось так, что я отвечала за территорию СНГ. Я впервые в жизни поучаствовала в таком реальном проекте, где люди выходили и читали свои синопсисы на две страницы. Это было очень интересно, потому что туда съехались все крупные продюсеры, например, Германии и Франции. Это был такой прямой реальный контакт, и в конце мы голосовали. И я была членом отборочной вот этой подсчетной комиссии, и я удивилась, что, например, победил албанский и сербский проект, но третьим, например, был узбекский режиссер Юсуп Разыков (действительно, там не хватило двух голосов). Сегодня, когда все кричат, что нет идей, мы посадим 10 человек, и, естественно, будет отбор, и дадим возможность послушать вот эти заявки не только продюсерам, но и всем тем, кто работает в кино, и прессе, может быть, и дистрибьюторам. То есть это будет очень расширенное восприятие. И мы дадим всем листки голосования, и победит тот, кто наберет большее количество. А мы, как фестиваль, что мы можем? Мы можем дать денежный приз. Обещать постановку мы не можем, мы не занимаемся запуском картин, но реально помочь материально мы в состоянии.



Мумин Шакиров: То есть это конкурс идей и синопсисов.



Ситора Алиева: Да, устный.



Мумин Шакиров: То есть там же можно и украсть идею.



Ситора Алиева: Возможно (смеется).



Мумин Шакиров: О сочинском фестивале «Кинотавр» рассказывала его программный директор Ситора Алиева.


XS
SM
MD
LG