Ссылки для упрощенного доступа

Французскую культуру за рубежом будет представлять специальный институт


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Париже Семен Мирский.

Дмитрий Волчек: Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер объявил о планах обновления своего ведомства. В частности, будет создан Французский институт, который будет представлять французскую культуру за рубежом. Хорошая новость для франкофилов. О том, что именно хочет изменить Бернар Кушнер и что будет представлять собой Французский институт, я попрошу рассказать корреспондента "Свободы" в Париже Семена Мирского.

Семен Мирский: Я процитирую Бернара Кушнера: "Мы хотим, чтобы Франция стала более сильной, более эффективной, не боящейся новых вызовов, которыми богата современность". Вот в нескольких словах цель реформы, инициатором которой выступил французский министр иностранных дел. Реформа, в частности, предусматривает омоложение дипломатического корпуса, появление новых лиц, как сказал Кушнер, напомнивший, что по количеству посольств и консульств, представляющих Париж за границей, Франция занимает второе место в мире после Соединенных Штатов Америки. Но самой интересной частью реформы является коренной пересмотр инструментов экспорта за рубеж французской культуры. Решение о создании Французского института в качестве аналога немецкому Институту Гете, испанскому Институту Сервантеса и Британскому совету продиктовано давней необходимостью. В настоящее время средства, выделяемые на поддержание престижа французской культуры за границей, используются нерационально. Эффективность существующих организаций, по словам Кушнера, непростительно низка. Короче, необходимость реформы назрела давно, и реформа будет. Другой вопрос, сколь эффективной окажется эта реформа и изменит ли она существенным образом положение, а именно постоянный откат влияния французской культуры за пределами Франции и франкоязычных стран. Вот в двух словах и в первом приближении суть реформы, объявленной Бернаром Кушнером.

Дмитрий Волчек: Для осуществления этих планов, как вы уже сказали, потребуется немало средств. Экономический кризис - не лучшее время для крупных культурных начинаний. Но, видимо, Бернар Кушнер так не считает.

Семен Мирский: Он так не считает, он считает, что культура - это область человеческой жизни, существования общества и народа, на которой нельзя экономить средства. И уже ассигнованы довольно значительные средства, сумма порядка 40 миллионов евро. Итак, чем же продиктовано это решение, как вы указали очень верно, в период кризиса, что весьма нетипично? Откат, упадок, декаданс - вот только некоторые из печальных титулов, описывающих положение французской культуры сегодня в устах критиков существующего положения. И пусть это покажется странным, но импульс реформе, о которой заявил Бернар Кушнер, был дан около двух лет назад специальным номером американского еженедельника "Тайм", сквозная тема которого имела форму вопроса: "Мертва ли французская культура?" Я не могу вспомнить еще одного такого случая, когда несколько журнальных статей, причем в иностранном журнале, вызвали бы такую бурю эмоций, такие крики возмущения с одной стороны и печальных вздохов согласия с другой: да, мол, французская культура, в прошлом великая и непревзойденная, сегодня действительно мертва.
В прошлом году парижское издательство выпустило книгу одного из журналистов, вызвавших эту самую бурю публикаций, журнала "Тайм". Книга Дональда Моррисона носит заголовок несколько более обтекаемый, чем констатация гибели французской культуры. Книга называется "Что остается от французской культуры". И здесь опять полемика, незатихающая по сей день. Вот всего два примера. Доминик Виар, профессор французской литературы университета города Лилль, пишет: "Значение и влияние французской литературы не решается трескучими рекламными кампаниями". Еще дальше в критике позиции Дональда Моррисона заходит Жером Клеман, директор франко-германского телеканала культуры "Артэ": "Культура - это не конкурс "Мисс красоты". О состоянии культуры страны нельзя судить по количеству книг, вошедших в 50 бестселлеров планеты". С этим заявлением Жерома Клемана трудно не согласиться. Но при всем при том трудно спорить с фактом, действительно, отката, уменьшения того, что сами французы называют "излучение" или "блеск французской культуры".
Не знаю, приведет ли реформа, которую намерен проводить сейчас министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, к усилению этого самого блеска, но сам факт проведения реформы в период кризиса равнозначен акту признания того, что нынешняя ситуация неблагополучна, и ее нужно в любом случае менять.
XS
SM
MD
LG