Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.
Александр Гостев: В Великобритании уже в этом году может быть изменен закон о престолонаследии от 1701 года, согласно которому претенденты, состоящие в браки с католиками, не могут занимать английский трон, а также устанавливающий право приоритетного наследования для потомков мужского пола по прямой линии. В эти дни британский премьер-министр Гордон Брану ведет переговоры на эту тему с королевой Великобритании Елизаветой II. Гордону Брауну для подобной реформы, на которой настаивает общественность, считающая древний документ дискриминационным и не соответствующим XXI веку, необходимо согласие всех стран - членов Британского содружества наций, а также Англиканской церкви, главой которой является британский монарх. Сегодня я побеседовал на эту тему с моим коллегой, специалистом по истории и политики Соединенного королевства Кириллом Кобриным.
Если мы говорим о престолонаследии в Великобритании в наши дни, какова ситуация там сегодня? Есть ли некие подводные камни, на которые обращает внимание общественность, СМИ? Почему сейчас так важна инициатива Гордона Брауна?
Кирилл Кобрин: Предложение это можно разделить на три части. Первая, касающаяся прав женщин на престол Великобритании, Англии. До этого было много женщин королев, но, тем не менее, женщины исключены из наследования по прямой, то есть условно говоря, если у царствующего монарха есть старшая дочь, а потом два сына, то, естественно, наследником престола становится старший из этих двух сыновей. Если есть мальчики, то она наследуют престол. Если мальчиков нет, то женщины выстраиваются за ними.
Второй предложение касается католиков. Католики - это очень больная тема для Англии и для Великобритании по акту о престолонаследии 1701 года. Те лица, которые либо женаты либо замужем за католиком, либо за обращенным из католиков, не имеют права наследовать престол. Это правило является, конечно же, следствием очень бурного XVII века. Оно закрепляло как раз за протестантами, за англиканами, право наследовать престол. Вот Гордон Браун обсуждал с Елизаветой II именно эти две позиции. Но так как на горизонте не наблюдается никаких особых наследниц, принцесса Анна все равно идет после двух принцев в этой линии...
Александр Гостев: Принцесса Анна - дочь королевы Великобритании Елизаветы II.
Кирилл Кобрин: Да. Это позволит принцессе Анне как-то передвинуться на несколько позиций выше к престолу, но не больше того. Фактически шансов у нее на наследование престола нет. Если, например, принц Ульям захочет жениться на католичке, то он при этом не потеряет возможности занять этот престол. По-прежнему британская монархия очень популярна среди подданных британской монархии. 76 процентов по опросу Би-Би-Си, которое провели как раз по такому случаю, как раз считает, что британская монархия должна продолжаться и после Елизаветы II. При этом 89 процентов опрошенных говорят, что они выступают за полное равноправие женщин и, соответственно, в акте о престолонаследии это должно соблюдаться. И 81 процент выступает за равноправие католиков. Вообще, разговор идет о том, что в XXI веке британская монархия, соответственно, и акт о престолонаследии должны меняться соответственно с основными, извините за выражение, трендами нашего времени.
Александр Гостев: Вопрос о католиках, протестантстве и католицизме в Британии - это давняя больная тема. Как, действительно, появился закон о престолонаследии? Почему события, как вы сказали, бурного XVII века породили такой государственный акт?
Кирилл Кобрин: Для этого надо отскочить еще немножко раньше - в первую треть XVI века. Реформация сверху, которую провел Генрих VIII, привела к созданию государственной англиканской церкви, формальным главой которой является английский король. Эта ситуация, между прочим, сохраняется до сих пор. После смерти Генриха была довольно серьезная опасность реставрации католицизма - это правление королевы Марии. Но затем, уже после Елизаветы I, все как бы стало на свои места. В XVII веке Великая английская революция, которая была в 40-е года этого века, поставила под вопрос статус Англиканской государственной церкви, но уже с другой стороны. Не со стороны католиков, а со стороны протестантов, индепендентов и просвитериан. Монархия была свергнута. Была установлена так называемая республика. После смерти Кромвеля, когда была восстановлена династия Стюартов, на престол взошел Карл II, которого подозревали в симпатиях к католикам. После смерти Карла II на престол взошел Яков II. Вот о Якове II ходили слухи, что он вообще тайный католик. Он, действительно, очень поощрял католиков. И это было одной из главных причин бескровной революции конца XVII века, которая свергла династию Стюартов навсегда и возвела на престол голландца Вильгельма Оранского. Вот после всех этих событий для того, чтобы исключить возможные такие прецеденты, как это было с Яковым II, был и издан акт о престолонаследии.
Александр Гостев: Как сейчас в XXI веке к этой инициативе может отнестись Англиканская церковь, например, епископ Кентерберийский.
Кирилл Кобрин: Архиепископ Кентерберийский он очень странный человек, я бы сказал так. Он в некоторых вопросах является либерал-радикалом. Я вспомнил его высказывание, например, о том, что какие-то элементы шариатского закона можно использовать в английском законодательстве и судопроизводстве. Это первое. Это человек очень широких взглядов, очень образованный. Он, кстати, написал книгу о Достоевском. Поэтому, с одной стороны, по должности, что называется, он должен быть, конечно, против этого акта об эмансипации католиков. Однако как человек, человек сформировавшийся, как деятель, как мыслитель, я бы даже так сказал о нем, он наверняка будет не против. Так что, внутри него будет в данном случае идти борьба. Надо сказать, что это не первый случай, по которому Англиканская церковь может расколоться. Хотя в сущности, конечно, учитывая, что это символические, я повторяю, а не прагматические решения, во-первых, а, во-вторых, они еще просто не приняты, то эта история может затянуться надолго.
Александр Гостев: В Великобритании уже в этом году может быть изменен закон о престолонаследии от 1701 года, согласно которому претенденты, состоящие в браки с католиками, не могут занимать английский трон, а также устанавливающий право приоритетного наследования для потомков мужского пола по прямой линии. В эти дни британский премьер-министр Гордон Брану ведет переговоры на эту тему с королевой Великобритании Елизаветой II. Гордону Брауну для подобной реформы, на которой настаивает общественность, считающая древний документ дискриминационным и не соответствующим XXI веку, необходимо согласие всех стран - членов Британского содружества наций, а также Англиканской церкви, главой которой является британский монарх. Сегодня я побеседовал на эту тему с моим коллегой, специалистом по истории и политики Соединенного королевства Кириллом Кобриным.
Если мы говорим о престолонаследии в Великобритании в наши дни, какова ситуация там сегодня? Есть ли некие подводные камни, на которые обращает внимание общественность, СМИ? Почему сейчас так важна инициатива Гордона Брауна?
Кирилл Кобрин: Предложение это можно разделить на три части. Первая, касающаяся прав женщин на престол Великобритании, Англии. До этого было много женщин королев, но, тем не менее, женщины исключены из наследования по прямой, то есть условно говоря, если у царствующего монарха есть старшая дочь, а потом два сына, то, естественно, наследником престола становится старший из этих двух сыновей. Если есть мальчики, то она наследуют престол. Если мальчиков нет, то женщины выстраиваются за ними.
Второй предложение касается католиков. Католики - это очень больная тема для Англии и для Великобритании по акту о престолонаследии 1701 года. Те лица, которые либо женаты либо замужем за католиком, либо за обращенным из католиков, не имеют права наследовать престол. Это правило является, конечно же, следствием очень бурного XVII века. Оно закрепляло как раз за протестантами, за англиканами, право наследовать престол. Вот Гордон Браун обсуждал с Елизаветой II именно эти две позиции. Но так как на горизонте не наблюдается никаких особых наследниц, принцесса Анна все равно идет после двух принцев в этой линии...
Александр Гостев: Принцесса Анна - дочь королевы Великобритании Елизаветы II.
Кирилл Кобрин: Да. Это позволит принцессе Анне как-то передвинуться на несколько позиций выше к престолу, но не больше того. Фактически шансов у нее на наследование престола нет. Если, например, принц Ульям захочет жениться на католичке, то он при этом не потеряет возможности занять этот престол. По-прежнему британская монархия очень популярна среди подданных британской монархии. 76 процентов по опросу Би-Би-Си, которое провели как раз по такому случаю, как раз считает, что британская монархия должна продолжаться и после Елизаветы II. При этом 89 процентов опрошенных говорят, что они выступают за полное равноправие женщин и, соответственно, в акте о престолонаследии это должно соблюдаться. И 81 процент выступает за равноправие католиков. Вообще, разговор идет о том, что в XXI веке британская монархия, соответственно, и акт о престолонаследии должны меняться соответственно с основными, извините за выражение, трендами нашего времени.
Александр Гостев: Вопрос о католиках, протестантстве и католицизме в Британии - это давняя больная тема. Как, действительно, появился закон о престолонаследии? Почему события, как вы сказали, бурного XVII века породили такой государственный акт?
Кирилл Кобрин: Для этого надо отскочить еще немножко раньше - в первую треть XVI века. Реформация сверху, которую провел Генрих VIII, привела к созданию государственной англиканской церкви, формальным главой которой является английский король. Эта ситуация, между прочим, сохраняется до сих пор. После смерти Генриха была довольно серьезная опасность реставрации католицизма - это правление королевы Марии. Но затем, уже после Елизаветы I, все как бы стало на свои места. В XVII веке Великая английская революция, которая была в 40-е года этого века, поставила под вопрос статус Англиканской государственной церкви, но уже с другой стороны. Не со стороны католиков, а со стороны протестантов, индепендентов и просвитериан. Монархия была свергнута. Была установлена так называемая республика. После смерти Кромвеля, когда была восстановлена династия Стюартов, на престол взошел Карл II, которого подозревали в симпатиях к католикам. После смерти Карла II на престол взошел Яков II. Вот о Якове II ходили слухи, что он вообще тайный католик. Он, действительно, очень поощрял католиков. И это было одной из главных причин бескровной революции конца XVII века, которая свергла династию Стюартов навсегда и возвела на престол голландца Вильгельма Оранского. Вот после всех этих событий для того, чтобы исключить возможные такие прецеденты, как это было с Яковым II, был и издан акт о престолонаследии.
Александр Гостев: Как сейчас в XXI веке к этой инициативе может отнестись Англиканская церковь, например, епископ Кентерберийский.
Кирилл Кобрин: Архиепископ Кентерберийский он очень странный человек, я бы сказал так. Он в некоторых вопросах является либерал-радикалом. Я вспомнил его высказывание, например, о том, что какие-то элементы шариатского закона можно использовать в английском законодательстве и судопроизводстве. Это первое. Это человек очень широких взглядов, очень образованный. Он, кстати, написал книгу о Достоевском. Поэтому, с одной стороны, по должности, что называется, он должен быть, конечно, против этого акта об эмансипации католиков. Однако как человек, человек сформировавшийся, как деятель, как мыслитель, я бы даже так сказал о нем, он наверняка будет не против. Так что, внутри него будет в данном случае идти борьба. Надо сказать, что это не первый случай, по которому Англиканская церковь может расколоться. Хотя в сущности, конечно, учитывая, что это символические, я повторяю, а не прагматические решения, во-первых, а, во-вторых, они еще просто не приняты, то эта история может затянуться надолго.