Ссылки для упрощенного доступа

Совет Безопасности ООН готовится обсуждать доклад МАГАТЭ по иранской ядерной программе


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Гостев.



Кирилл Кобр и н : Сегодня во второй половине дня в Нью-Йорке члены Совета Безопасности ООН рассмотрят доклад главы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммеда Эль-Барадея о ядерной программе Ирана. До сих пор главным заинтересованным сторонам не удалось согласовать позиции. США настаивают на введении жестких санкций против Тегерана, Россия и Китай выступают против, в то время как иранское политическое руководство внезапно выбрало Германию в качестве посредника для урегулирования конфликта. Чем могут закончится для Тегерана последние заседания Совбеза? Над этой темой сегодня работал мой коллега Александр Гостев.



Александр Гостев: Совет Безопасности ООН соберется на заседание в Нью-Йорке ровно через сутки после консультаций в Париже, посвященных все той же иранской ядерной проблеме. Вчера, однако, представителям пяти постоянных членов Совбеза и Германии так и не удалось согласовать позиции по проекту резолюции по Ирану.


Накануне встречи в Париже заместитель Госсекретаря США Николас Бернс заявил, что США не отказываются от поиска мирных путей решения проблемы.



Николас Бернс : Мы не потеряли надежды на дипломатию. Мы считаем, что есть возможность решить вопрос дипломатически. Но это зависит от двух вещей. Во-первых, от готовности правительства Ирана отказаться от полномасштабной программы обогащения урана, во вторых - от производства расщепляющихся материалов и, в конце концов, от создания ядерного оружия.



Александр Гостев: Но полностью проект резолюции согласовать так и не удалось, что и отметил Николас Бернс в разговоре с журналистами после встречи. Главную причину Бернс назвал косвенно, вновь призвав Россию присоединиться, наконец, к западным странам в «обуздании», как он выразился, Ирана. Слово нашему корреспонденту Радио Свобода в Нью-Йорке Яну Рунову.



Ян Рунов : По словам заместителя Госсекретаря США Николаса Бернса, Америка выступает за принятие Советом Безопасности экономических санкций против Ирана, а заодно и тех государств, которые продают Ирану оружие и технологию, пригодную для использования в военных целях. Китай и Россия, которые как раз входят в число таких государств, обещали, по словам официальных иранских лиц, противиться введению санкций или применению военной силы. Вот как трактует позицию России Пол Сандерс, директор Никсоновского Центра политических исследований в Вашингтоне.



Пол Сандерс : По сути, я думаю, что Москва хочет выйти из этой опасной ситуации с наименьшими потерями в отношениях со всеми сторонами. Задача трудновыполнимая, поскольку пока нет никаких перспектив на компромисс между Ираном, с одной стороны, и с США и их европейскими союзниками - с другой. Возможно, внутри российского руководства есть некоторое различие мнений по иранской проблеме в зависимости от экономических, политических и военных интересов различных групп, но это естественно для любой другой страны.



Ян Рунов : Как вы считаете, будет ли Россия прикрывать Тегеран и, соответственно, его ядерную программу, что предрекает иранское руководство?



Пол Сандерс : Путин делает большую ставку на июльское совещание "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Поэтому российская дипломатия сконцентрирована сейчас на том, чтобы избежать любого обострения, грозящего срывом саммита. Однако после совещания "большой восьмерки" существует серьезная опасность углубления трещины в российско-американских отношениях, трещины, которая станет более очевидной.



Ян Рунов : Заместитель Госсекретаря США Николас Бернс подверг критике Россию и другие страны, продающие Ирану оружие и стратегическую технологию. "Сейчас не время вести дела с Ираном, как ни в чем не бывало, - сказал он. - Пришло время для более жестких решений".



Александр Гостев: В итоге в документе, принятом в результате вчерашних переговоров, Иран назван угрозой международному миру и безопасности, однако призыва к введению санкций против Тегерана в нем вновь не содержится.


После неудачи в Париже позиция Соединенных Штатов стала заметно жестче. Уже вчера постоянный представитель США при ООН Джон Болтон заявил, что Вашингтон может ввести санкции против Тегерана и без участия Совета Безопасности, даже если другие страны - постоянные члены Совбеза откажутся поддержать такой шаг.


Суть доклада МАГАТЭ, который сегодня обсуждает Совет Безопасности, сводится к констатации факта. Иран не выполнил требования мирового сообщества и продолжает обогащать уран, что, по утверждению США, равнозначно признанию в стремлении создать ядерное оружие. Очевидно, что кардинальных решений ни сегодня, ни в ближайшие дни принято не будет - предстоят новые многочисленные консультации и переговоры.


Тегеран также предпринимает активные, и даже интригующие, действия. Речь идет, в первую очередь, о внезапном решении Ирана выбрать Германию в качестве посредника по урегулированию конфликта между ним и другими западными странами. Как сообщили немецкие СМИ, это предложение было сделано вчера в Тегеране председателю Комитета бундестага ФРГ по внешней политике Рупрехту Поленцу от имени иранского руководства.


С подробностями корреспондент Радио Свобода в Германии Юрий Векслер.



Юрий Векслер : Официальное предложение было сформулировано председателем Комиссии по внешней политике иранского парламента Ала е ддин Буруджарди на встрече в Тегеране с его немецким коллегой. Буруджарди заявил при этом: "Вследствие наших хороших двусторонних отношений, Германия могла бы лучше других вывести спор из тупика". Согласно сообщениям, Иран ожидает от Германии ответа на это предложение. Позиция Германии в этом вопросе до сих пор склонялась к предпочтению прямых переговоров между США и Ираном. Главным же, по мнению германского руководства, является сохранение единства мирового сообщества в этом вопросе.



Александр Гостев: Напомню, что предложение Ирана прозвучало накануне сегодняшней встречи канцлера Германии Ангелы Меркель с президентом США Джорджем Бушем в Вашингтоне. Поэтому ответ немецкой стороны, если и последует, то только после завершения американо-германских переговоров.


Насколько далеко готов пойти Иран, как в своих ядерных исследованиях, так и в возможном противостоянии с США и западным миром? На этот вопрос мне ответила Ирина Звягельская, профессор института Востоковедения РАН, специалист по Ближнему и Среднему Востоку.



Ирина Звягельская : Я не уверена, что у них есть такая полнокровная стратегия, которая предусматривает проигрывание всех возможных вариантов. Мне кажется, что стратегия, в принципе, Ирана сейчас заключается в том, чтобы быть неким вызовом для того, чтобы заставить прислушаться к себе, для того чтобы произвести впечатление не только, естественно, на собственное население, но и на арабскую улицу, для того чтобы обозначить свою некую особую позицию не только в Персидском заливе, но и в более широком контексте. В этой ситуации им не нужно просчитывать, что именно может сделать плохого для них международное сообщество.


Сейчас ситуация такова, что они фактически ведут игру, а международное сообщество выбирает варианты наименее безболезненные, которые позволяли бы на них воздействовать. Я лично считаю, что это игра на гране фола, но это блеф в настоящее время. А дальше, кто знает сколько времени им потребуется, чтобы выйти когда-то на ядерное оружие, осуществится ли это в условиях нынешних.



Александр Гостев: Это было мнение специалиста по Ближнему и Среднему Востоку, профессора института Востоковедения РАН Ирины Звягельской.


XS
SM
MD
LG