Ссылки для упрощенного доступа

Общественность в России вновь обсуждает перспективы реабилитации династии Романовых


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.

Александр Гостев: Представители главы Российского императорского дома Марии Романовой обратились в Генеральную прокуратуру России с заявлением о реабилитации членов императорской фамилии, убитых летом 1918 года. Николая II и его семью Верховный суд России уже реабилитировал полгода назад, и теперь императорский дом решил добиться реабилитации остальных Романовых, расстрелянных большевиками. Эксперты расходятся во мнениях. Одни считают, что для реабилитации родственников императора нет юридических оснований, поскольку Романовых убивали без суда и следствия. Другие, напротив, указывают на положение закона "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которому политическими репрессиями признается, в частности, лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным и иным признакам, осуществлявшееся не только по решениям судов, но и других органов и должностных лиц.

Марьяна Торочешникова: Глава Российского императорского дома Мария Романова, через своих адвокатов подала в Генеральную прокуратуру сразу два заявления о реабилитации членов императорской фамилии. В этих заявлениях, в частности, говорится о необходимости реабилитировать великого князя Михаила Александровича, который был расстрелян в Перми 13 июня 1918 года, а также великую княгиню Елизавету Федоровну, великого князя Сергея Михайловича, князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновича, которые 18 июля 1918 года были сброшены в шахту в Алапаевске.
Как заявил на сегодняшней пресс-конференции в Москве директор канцелярии Императорского дома Александр Закатов, этими двумя заявлениями дело не ограничится. Уже сейчас готовятся документы для обращения в Генеральную прокуратуру России по поводу реабилитации убитых после революции слуг августейших особ.

Александр Закатов: Вопрос о реабилитации оставшихся членов Российского императорского дома для главы дома Романовых имеет исключительно духовный, моральный и правовой характер и значение. Большинство членов дома Романовых, слава богу, уже реабилитированы, оставшиеся члены дома Романовых, мы надеемся, будут реабилитированы по тому заявлению, которое было передано адвокатом Лукьяновым в Генеральную прокуратуру. Вслед за этим мы намерены представить также документы и заявления на тех людей, верных служителей, членов императорского дома, которые последовали за ними в изгнание, в ссылку, которые разделили с ними мученическую кончину. С духовной точки зрения, мы почитаем их тоже как мучеников.

Марьяна Торочешникова: Первыми из Романовых прокуратура реабилитировала - великих князей, расстрелянных в Петропавловской крепости. Это произошло в 1999 году. Осенью прошлого года президиум Верховного суда России постановил реабилитировать Николая II и его семью. Это решение - дополнительный козырь в руках адвокатов императорского дома, которые считают, что уж теперь Генеральная прокуратура просто обязана реабилитировать и остальных Романовых. Говорит адвокат Российского императорского дома Герман Лукьянов.

Герман Лукьянов: Из документов, исследованных судом, видно, что Романовы были лишены жизни не в результате совершения кем-либо уголовного преступления. Романов Николай Александрович и члены его семьи содержались под стражей и были расстреляны от имени государства. Вот это та юридическая точка, которая поставлена в этом деле. Так это звучит на юридическом языке. Иная точка зрения является незаконной, необоснованной, немотивированной, может свидетельствовать только о правовом нигилизме той стороны, которая это высказывает.

Марьяна Торочешникова: Это решение Верховного суда доктор исторических наук, профессор Московского государственного института международных отношений Андрей Зубов называет юридическим нонсенсом. Равно, как и не видит юридических оснований для реабилитации и других членов императорской фамилии. По мнению профессора, скорее речь должна идти о признании государственными преступниками тех, кто принимал решения об убийстве Романовых.

Андрей Зубов: Это было именно, стопроцентно бандитское убийство, которое говорит только об одном, что убийцы сами достойны того, чтобы быть осуждены и считаться тяжкими государственными преступниками. Поэтому ни о какой реабилитации, то есть признании их невинными, великих князей и княгинь, государя, и речи быть не может с юридической точки зрения. Вопрос надо было бы ставить совершенно иначе: признать их убийц государственными преступниками. Вот это была бы правильная постановка вопроса. В связи с этим, мне кажется, что и нынешнее предложение реабилитировать всех членов императорской семьи столь же юридически абсурдно. Таким образом, фактически просьба Марии Владимировны это просьба о признании законности всего этого юридического континуума от 1917 года до сегодняшнего дня. Если нынешняя власть объявляет себя продолжателем советского государства, то она объявляет себя продолжателем преступной банды и, соответственно, она должна, если она не хочет солидаризоваться с ее преступлениями, естественно, открыть все архивы, показать, кто что делал, выплатить компенсации семьям и потомкам погибших. Если же власть, которая сейчас в России, наконец, поймет, что быть продолжателем такого режима - это позор и, кроме всего прочего, постоянный материальный убыток, то тогда надо пересматривать правовые основы современной российской государственности.

Марьяна Торочешникова: Представители Российского императорского дома, требуя реабилитации Романовых, тем не менее, считают свою позицию вполне состоятельной. И указывают при этом на то, что закон "О реабилитации жертв политических репрессий" называет таковыми, в частности, лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным и иным признакам, осуществлявшееся не только по решениям судов, но и других органов и должностных лиц. Говорит директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов.

Александр Закатов: Изначально все члены Российского императорского дома были объявлены большевиками врагами народа, опасными для их государства большевистского по социальным, классовым и религиозным признакам. Имели место репрессии в отношении всех членов дома Романовых. Генеральная прокуратура раньше это признавала. В 1999 году, когда она выдала справки о реабилитации четырех великих князей, расстрелянных в Петропавловской крепости, там было написано черным по белому, что они расстреляны за принадлежность к императорскому дому Романовых. То есть Генеральная прокуратура признавала, что сам факт принадлежности к императорскому дому являлся основанием для политических репрессий. Почему вдруг оказалось, что другие члены императорского дома не подлежат реабилитации и не считаются жертвами политических репрессий, нам совершенно не понятно.

Марьяна Торочешникова: Историк и литератор Яков Гордин не видит ничего предосудительного в попытке членов императорского дома добиться реабилитации семьи Романовых, однако считает, что этого мало. Нужно также и признать вину тех, кто убивал царскую семью.

Яков Гордин: Как мне кажется, это имело бы смысл в двух случаях: если бы был вообще поставлен вопрос об убийстве во время красного террора тысяч и тысяч невинных людей и был поставлен вопрос, соответственно, если эти люди невинны, их реабилитируют, то есть признают незаконность их уничтожения, был поставлен вопрос о преступности той власти, которая совершила эти зверские убийства. Это действительно имело бы, так сказать, крупный общественно-политический, общественно-психологический смысл.

Марьяна Торочешникова: О том, какое решение примет прокуратура, станет известно в ближайшее время. Однако адвокат Российского императорского дома Герман Лукьянов уже заявил, что в случае отказа реабилитировать членов императорской семьи, он будет добиваться этого решения в суде.
XS
SM
MD
LG